Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 26.04.2024, 18:54
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Борис БАРНЕТ

«Аленка»

Режиссер Борис Барнет. Сценарий Сергея Антонова. «Мосфильм». 1961

Дикторский голос говорит: «В 1955 году многие тысячи молодых и не молодых людей со всех концов нашей родины устремились на плодородные земли целины…»

«А-а, понятно, - скажет читатель. – Много ты нам, ностальгирующий старпер, уже всякой рухляди навалил-нахвалил у себя на сайте, а теперь будешь убеждать в достоинствах какого-то  фильма про целину».

Да, буду: «Аленка» - замечательный фильм. И чем вам так подозрительна целина? Целина – это бескрайняя степь. Почему А.П.Чехов мог написать про степь шедевр, а Борис Барнет не мог шедевр снять? Это талантливый, выдающийся режиссер. Многие режиссеры более молодых поколений (например, Данелия) считают его «Окраину» лучшим советским фильмом.  

Дальше дикторский голос говорит: «И  в том же 1955 году несколько человек уезжали с целины, и среди них была Аленка».

«А-а, понятно, - опять догадается читатель. –  В начале 60-х это было модно. «Сережа», «Человек идет за солнцем», «Иваново детство». Мир, увиденный глазами ничего не соображающего ребенка, предстает свежим и странным».      

Свежим – да. Ведь это степь, там воздух какой! Но что ребенок ничего не соображает – тут вы опять дали маху. Этот фильм, наоборот, построен на том, что девятилетняя Аленка все вокруг прекрасно понимает. Во-первых, она умница. Во-вторых, она женщина, а некоторые женщины бывают чертовски проницательны. В-третьих, мир, который ее окружает, это почти детский мир. В том смысле, что мир целины еще очень молод, в нем мало вещей - в бытовом плане это, конечно, создает трудности, но в когнитивном создает удобства, - а желания и мечты людей здесь просты и прозрачны. Веселые и зоркие глазки девочки просматривают этот мир насквозь. 

У меня есть племянница, чье детство прошло в украинском районном городке, где ее родители работали врачами. Девочка знала этот городок, как свои пять пальцев, просвечивала внутренности каждого дома, как рентгеном. Более того: ее папа был рентгенологом, поэтому, мотая на ус обрывки домашних разговоров, она сделала верные заключения о внутренностях большинства жителей городка. Ее необыкновенная осведомленность позволяла ей прекрасно ориентироваться  в окружающей действительности, но и тормозила ее развитие.  Она  не хотела учить историю и географию: ей было вполне достаточно историй о каждой семье городка до пятого колена и знания всех местных подворотен и переулков. И как, скажите пожалуйста, можно боготворить свою первую  учительницу,  если ты знаешь все о состоянии ее желудка и мочевого пузыря?

Племянница так и не выросла. Сейчас она живет в захолустном израильском городке и знает его так же хорошо, как знала тот захолустный западноукраинский городок. Я не хочу, чтобы моя затянувшаяся аналогия завела читателя слишком далеко. Аленка прекрасно ориентируется, но мир вокруг нее меняется и растет, и она растет и меняется вместе с ним. В одном раннем стихотворении Андрей Вознесенский сравнивал бивуак целинников с театром Шекспира. Табличка на сцене гласила: дворец, или лес, или море. Значит, зритель должен был верить, что перед ним дворец, лес, море. На табличках посреди голой степи было написано: дворец культуры, парк, озеро. Целинник должен был верить: все это когда-нибудь, и очень скоро, здесь будет. Аленка понимает все вокруг и даже немного угадывает будущее, потому что у этого мира пока что есть перспектива, а сознание ребенка всегда перспективно. Выходит, Аленка с ее белозубым оптимизмом является в некотором роде доброй предсказательницей.

Если же говорить о сюжете, то он таков. Аленке пришлось покинуть родной совхозный поселок, потому что она окончила четвертый класс, а пятого в ее школе пока что нет. Вот она и отправилась в районный центр, до которого, на минуточку, 500 км -  таковы просторы целины! Едет она на кузове грузовика, и вместе с ней едут пятеро взрослых людей, не считая шофера. Читатель может посмотреть на них, кликнув на эту ссылку:

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/180/titr/

Грузовик несется по степи, и каждый из путешественников, в том числе Аленка, рассказывает свою историю. Истории забавны или печальны, устный нарратив каждый раз переходит в изображение, и Барнет показывает нам каждую историю с непринужденным мастерством и непоказной любовью к этим обыкновенным, но чуточку странным людям.  (Одна история трагична и пафосна в духе неизжитых традиций сталинского кино, и это самая неудачная часть фильма, лучше бы ее не было). Кроме того, Аленка встречается со всякими людьми, когда грузовик делает остановки в пути. Например, она познакомилась с казахским мальчиком, и он прокатил ее на скакуне.  

Сбившись с грунтовой дороги (которую трудно отличить от простершейся влево и вправо целины), грузовик безнадежно заплутал. Шофер, периодически высовывая из кабины бестолковую чубатую башку, спрашивает  местных людей: «На Арык в какую сторону?» И пойди доберись до этого Арыка, если всякий раз ему машут в другую сторону. Но когда он спрашивает: «До Арыка далеко?» - ответ всегда одинаков: «450». Не стоит трактовать это как диссидентскую подковырку – не такой это фильм, да и не было еще в 1961 году моды на фиги в кармане. Все проще: ну как не заблудиться в этом необъятном просторе, тем более если шофер такой бестолковщина. (Снова предостерегаю: шофер не Хрущев, не Хрущев!) Но каким-то чудом грузовик все-таки доезжает до Арыка, и здесь, на железнодорожной станции, мы расстаемся с Аленкой. А она, представьте себе, еще  раз встретилась с тем мальчиком – он, оказывается, суворовец! В ожидании поезда дети едят эскимо, смотрят друг на друга и на нас, смотрят и улыбаются. Все будет хороши, все будет хорошо!

Сегодня считается, что целина была одной из дурацких хрущевских выдумок. Отправившиеся на целину романтики жили в жутких условиях, собранное зерно пропадало сотнями тонн, потому что для него не подготовили элеваторов. Говорят, плодородный слой земли, который поспешно вспахали, не окружив поля лесозащитой, унесло ветром, и теперь те поля заросли дикой травой. Через семь лет после выхода «Аленки», в 1968 году, «Юность» напечатала фантасмагорическую повесть Аксенова «Затоваренная бочкотара», в которой люди из глубинки тоже странствововали на грузовике, и каждый из странников рассказывал свою историю. Но это  уже было куда менее простодушное повествование, нашпигованное всякими диссидентскими приколами и аллюзиями. Уж тут блуждания грузовика по пыльным городам и весям явно прочитывались как метафора заплутавшего в мировом просторе Совка. (Примерно в то же время народ присвоил Брежневу кликуху «бровеносец в потемках»).  Впрочем,  еще глубже, на самом донышке «Бочкотары» таилось то же самое, что в немудреной «Аленке» лежало на поверхности: любовь к этим рассейским просторам без путей  и этим непутевым русским людям. «После публикации повести появилось постановление бюро Краснопресненского райкома КПСС, в котором повесть осуждалась как «безыдейная», модернистская и «искажающая советскую действительность» а послесловие было названо «порочным». (Википедия). Но «Бочкотара» стала культовым произведением молодой интеллигенции, которая восприняла аксеновскую фантасмагорию как самую что ни на есть адекватную модель современной и вневременной,  вечно куда-то несущейся и все топчущейся на месте матушки Руси. 

Выходит, Аленка оказалась плохой кассандрой? Напрасно она так беззаботно, так счастливо улыбалась?

«Филька нахмурил лицо, в недоумении обвел глазами вокруг и горячий песок, и  реку, сверкавшую среди гор подобно золотой долине.<…>

- Но  ведь  солнце  так  сильно, - сказал  он  все же с упрямством. - Неужели  же  всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня? Подумай.

     И Таня, подумав недолго, согласилась с ним.

 - Ты  прав, - сказала она. - Что-нибудь должно остаться. Все не может пройти.  Иначе куда же... - спросила она со слезами, - куда же девается наша верная дружба навеки?..

Дети обняли друг друга.

Теплый  воздух  скользил  по  их лицам. Одинокие птицы глядели на них с высоты.

Кончилось детство!»

Это финал повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго».
Все-таки Аленка улыбалась не напрасно. Что-то должно остаться. Все не может пройти.

                                                           С.Бакис

                                                              ДOM, В КОТОРОМ Я ЖИВУ

                                                 На первом этаже большого дома, 

                                                 В котором я живу,

                                                 Находится столовая для стариков.

                                                 Шесть дней в неделю в полвторого

                                                 Они спускаются с высоких этажей,

                                                 Стекаются с окрестных  улиц,

                                                 Чтоб суп свой с клецками

                                                 И курицу с лапшой

                                                 С тарелок одноразовых слизать

                                                 В отличном настроении

                                                 И с жадным аппетитом,

                                                 Который часто свойственен бывает

                                                 Здоровым бедным старикам.

                                                 Обходится обед им ровно в доллар,

                                                 Который, впрочем, можно не платить:

                                                 За трапезу гораздо лучшей платой

                                                 Считается на голове ермолка

                                                 И браха на устах перед едой.
                                                 

                                                  Недавно, мимо проходя,

                                                 Увидел женщину я лет под шестьдесят,

                                                 Которая, застряв в гостеприимно

                                                 Распахнутых дверях столовой,

                                                 Все повторяла монотонно:

                                                 «Ну ладно, Яша, не смеши людей...

                                                  Ну хватит, Яша, перестань уже...»:

                                                  Адресовалось это старику,

                                                  Стоявшему поодаль в коридоре.

                                                  Но нет, не просто он стоял –

                                                  Он пел, представьте.

                                                  И представьте, пел он:

                                                  «Ты ко мне приедешь

                                                  Раннею весною...»

                                                  «Ну хватит, Яша, заходи уж есть...»

                                                  «Не страшны нам бури,

                                                  Ветры и морозы...»

                                                  «Ну ладно, Яша, постыдись людей...»

                                                  «На полях бескрайних

                                                  Вырастут совхозы...»

                                                  «Ну что ты, Яша, прямо стыд-позор!»

                                                  «Ой ты, зима морозная,

                                                  Ноченька яснозвездная,

                                                  Здравствуй, простор широкий...»

                                                  Застыв посередине коридора

                                                  Большого билдинга, в котором я живу,

                                                  Старательно и громко выводил

                                                  Россией отданный Америке небрежно

                                                  Передовой целинник молодой,

                                                  Член ВЛКСМ с ермолкой на макушке,

                                                  Подвыпивший старик упрямый Яша.

 

Борис Барнет (1902-1965)

Сергей Антонов (1915-1995)

 

Смотреть фильм он-лайн:

 

 

Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Категория: Борис БАРНЕТ | Добавил: ovechka (29.04.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1111 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: