Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 25.04.2024, 09:35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Эрик РОМЕР

«Летняя сказка»

«Летняя сказка». Реж.Эрик Ромер. Франция. 1996





Короткий фильм в нижнем видеоролике - дань памяти выдающемуся кинорежиссеру Эрику Ромеру, ушедшему из жизни 11 января 2010 года. Он сделан Годаром по просьбе кинокомпании Les Films du Losange, выпустившей почти все ромеровские фильмы.
Годар обращается к 50-м годам -- к тому времени, когда они с Ромером и другими представителями «банды Шерера» активно занимались кинокритикой, писали для «Cahiers du Cinéma» и других журналов, снимали свои первые короткометражки (третий фильм Годара -- «Всех мальчиков зовут Патриками» -- снят на основе ромеровского сценария). «Мне трудно было сказать о нем что-то другое. Мы не можем говорить о людях, когда у нас с ними остается мало общего», - объясняет Годар в интервью Жану-Марку Лалану.
Текст фильма довольно сложный, потому что состоит, в основном, из имен и названий (мест, фильмов). Неподготовленный зритель рискует в нем «ничего не понять» (то есть не уловить вербальных смыслов), но стоит помнить отношение самого Годара к вопросу понимания («Когда я слушаю диск Мадонны, я не понимаю слов, но я понимаю диск»). Эта поэтическая миниатюра соткана из очень личных образов, воспоминаний, что и делает его сложным в плане восприятия «информации».
------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------

                             А мне всегда чего-то не хватает:
                             зимою - лета... 
                                          Из песни                                                     

Медсестры любят больных-штангистов, землекопов. У них руки жилистые, вену легко найти. Критики любят авторов-штангистов, землекопов –  они поднимают проблемы, копают глубоко. Когда пишешь о Бергмане, Тарковском или фон Триере, есть во что воткнуть критическую иглу.
Фильмы Ромера и, в частности, «Летняя сказка»,  номер три по порядку создания в его цикле «Сказки о четырех временах года»,  что угодно, но не фильмы-труженики. Они как ветерок, и никаких проблем этот ветерок на своих легких крылышках не несет - просто картинки, настроение, тон. В данном случае, молодой человек, почти юноша Гаспар (Мельвиль Пупо), математик и музыкант, приезжает на  побережье Бретани в отпуск, надеясь  встретиться здесь с Леной, девушкой, которую он любит (или ему так кажется). Но Лена всё не приезжает,  и пока Гаспар ее ждет, он знакомится на пляже с другой девушкой, Марго, у них начинается что-то вроде романа. Марго студентка-этнолог, она приехала в этот городок, чтобы отдохнуть и одновременно подработать - устроилась официанткой в ресторане своей тетушки.  Значит, встретиться с Марго в любое время суток нельзя. В перерывах между Марго Гаспар знакомится с Солен, у них начинается что-то вроде романа. Наконец, приезжает Лена,  у Гаспара начинается что-то вроде романа и с ней. Совсем запутавшись, он цепляется за какой-то предлог, чтобы уехать, одним махом разрубив все три узла.
Такая вот история. Тот, кто предположит, что она из тех, что изобилуют смешными поворотами, типа Гаспар в кровати с Солен, а в это время в дверь стучит Марго, или все три девушки одновременно являются на свидание, попадет пальцем в небо. Во-первых, симпатичный долговязый Гаспар нисколько не дон-жуан, его романы закручиваются сами собой и – при том, что каждый непохож на другой, - не заходят слишком далеко. Во-вторых, Гаспару вполне удается маневрировать между Марго, Леной и Солен, избегая их столкновений на пятачках водевильных qui pro quo: для этого и побережье Бретани,  и досуг нашего волокиты поневоле  достаточно просторны. (Оператор Диан Баратье сняла фильм так, что каждый кадр полон воздуха и воли,  простора и покоя). Это не комедия, вообще не «жанровый» фильм – «Летняя сказка» скорее похожа на картину, снятую скрытой камерой. Но зачем далеко ходить в поисках маркера ее стилевого своеобразия, когда таковой  подсказан  ею самой: кинодневник.  Фильм состоит из множества  маленьких частей, которым предшествуют титры: день недели такой-то, число месяца июля такое-то  (потому что эта сказка случается во второй половине июля). И потом что-то незначительное происходит... или ничего не происходит, просто Гаспар обменяется парой фраз с Марго или позвонит по телефону Солен, которая ответит, что сегодня вечером она, увы, занята. Если взять фильм в целом, то в нем, в итоге, тоже ничего не произошло, он кончается как раз в тот момент, когда что-то, наконец, произойти могло бы. Но тут-то Гаспар и  сматывает удочки – именно для того, чтоб ничего не произошло. 
Летняя сказка, фильм о лете, о том, как  пролетали летние дни. Ничего не случается - как это бывает в детстве, в молодости. То есть много всякого случается в ранние годы, но вроде бы и ничего. Жизнь впереди еще такая долгая, что кажется: то, что случается, это пустяки, только предисловие. К старости наоборот: ничего уже не случается, но жизнь полна знаковых событий: будто равномерно ударяют кувалдой по голове (в молодости – будто ветер волосы ерошит).
Кроме того, дети и люди молодые больше похожи друг на друга, чем взрослые, в них меньше индивидуальности (то есть ее, может быть, и больше, но молодые на ней не настаивают). Основная часть действия фильма происходит на пляже, мы успеваем подробно рассмотреть фигуры действующих лиц. Гаспар худой, длинноногий, ходит в черных, напоминающих «семейные», но не настолько нескладных трусах. Марго светлая шатенка, тело ее как будто сделано из одного куска меди, оно простое,  ладное и крепкое, в нем нет загадок: если бы Марго ходила по пляжу голой, этом не показалось бы неприличным. Лицо Марго такое же простое, честное и приятное, как ее тело.
Солен брюнетка, она очень сексуальна, низ ее тела изогнут назад, грудь изогнута вперед – это девушка-бригантина. У нее маленькие глубоко сидящие, как бы слепые от страсти глаза.
Лена худощавая  блондинка, у нее правильное лицо с раздвоенным подбородком, слишком крупная голова и стройное, но какое-то пресное тело – если тела бывают пресными.
Как видим, девушки разные. Но они еще не настолько разные, какими станут лет через десять. Пока что они разные – но и более-менее одинаковые: привлекательные молодые девушки. (Все молодые девушки привлекательны). 
Я сказал, что этот фильм похож на документальный и употребил слово «настроение». Теперь пора в противовес добавить, что это, тем не менее, очень точно рассчитанный, срежиссированный фильм, и притом не настроенческий, не лиричный. Настроения, метаморфозы смутных чувств, молодая душевная сумятица –  это то, что в фильме рассматривается и, можно даже сказать, исследуется, его тема; но как произведение искусства это фильм человека взрослого, много понимающего, много знающего о природе чувств, и притом человека, привыкшего выражаться лаконично, сдерживаемого хорошим вкусом и живущего не в меньшей степени умом, чем сердцем. Те, кто не видел этого фильма, но читал Монтеня, могут представить, что он снят этим великим мудрецом. В таком представлении не будет большой ошибки: Эрик Ромер любил Монтеня и  скорее, чем любой другой французский режиссер, может быть назван Монтенем от кино.  
Монтень, как положено мудрецам,  говорил не об индивидуальном, а об общем, однако проникал в это общее, в законы человеческой души так глубоко, что читающему «Опыты» кажется, что Монтень говорит о нем. Камера Диан Баратье легка и подвижна, в фильме нет крупных планов – для чего? ведь в Гаспаре и трех его подругах нет ничего особенного, люди как люди, молодые люди, - но на самом деле Ромер выбрал этих четырех с проницательностью психолога и физиономиста. Тела девушек соответствуют их темпераментам, а темпераменты их определяют особенности каждого из трех романов Гаспара (сам он еще слишком аморфен, чтобы задавать тон в отношениях с женщинами). Простая, добрая и ясная Марго  воплощает тип женщины-друга. Гаспар не только делится с нею своими сердечными тайнами, но и вовлекает ее в тягомотную диалектику мыслей и чувств незрелого, неоформившегося как homo socialis и homo amoris  молодого человека. Так, как он предстает в своих нескончаемых исповедях, несколько флегматичный с виду Гаспар – душа мятущаяся, раздираемая полярными влечениями, ни в чем не находящая себе успокоения; он пассивен и амбициозен,  жаждет общества и одиночества, любит и презирает мир, хочет любви и бежит от нее, etc., etc.  Пожалуй, он не красуется и не драматизирует... но его полярности взаимоуничтожаются, и в результате получается обыкновенный молодой человек по имени Гаспар, до того пока что разный, что еще никакой. Или такой, как все. (Ну кто в молодости не раздираем противоречивыми порывами?)  Гаспар так увлечен своим самокопанием, что совсем забывает о том, что друг-то Марго друг, но она и женщина, которой обидно быть только другом. Впрочем, обида Марго тоже умеренна: не вполне еще женщина, она не устала примерять на себя разные образы, как примеряют платья: образ мудрой наперсницы мужчины ей интересен, и она старается не выходить из него.  
Солен воплощает чувственность, и Гаспар, когда он с Солен, не философствует, а действует. В меру своей опытности и нахальства он домогается  близости – но и мера эта невелика, и Солен твердо заявляет: «Я никогда не сплю с парнями, с которыми еще как следует не познакомилась». (Никогда... со сколькими же парнями она познакомилась как следует? Вряд ли с так уж многими. Это, кстати, общая черта всех четырех: они стараются представить свой скромный опыт как освященную временем привычку. Гаспар, например, говорит: «Когда я начинаю сочинять песню, я обычно...» Сколько песен, интересно, он сочинил, чтобы что-то в этом деле уже стало для него обычным?) 
С  холодноватой блондинкой Леной Гаспар погружается в невротическую сложность отношений полов. Большеголовая Лена, кажется, больше рассуждает о любви, чем хочет ее. На самом-то деле, мысли о сексе ее отвращают и пугают, но, не желая в этом себе признаться, она убедила себя, что все станет на свои места, как только придет большая любовь. А пока что она закатывает бедному Гаспару истерики, не позволяя ему дотронуться до себя, даже если он просто хочет ее немного успокоить.  
Отношения Гаспара с каждой из девушек серьезны, но сама эта серьезность  чуточку смешна, потому что ничто в них не доходит до конца – все это только пробы пера, попытки, эскизы будущих отношений, точно так же как тела этих молодых людей – эскизы их тел в зрелости, когда всё, и тела, и характеры, и отношения, гипертрофируется до резкой индивидизации. Гаспар однажды говорит Марго примерно следующее: «Все вокруг случайно, и кажется – вот-вот какая-нибудь случайность превратится в нечто законченное и очень важное... но этого почему-то никогда не происходит». Таков и сам фильм, напоминающий облако или масляное пятно: еще немного, и из этих суматошных романов выкристаллизуется настоящий Роман, но нет, в последний момент все как-то рассасывается.
И в этом нет ничего ни хорошего, ни плохого, просто «Летняя сказка» - фильм не о любви, а о любви к любви, о ее предчувствии, предвкушении, поисках; о превратностях текучих, неуверенных в себе чувств, об игре предлюбви и случая*. Фильм сверкает всеми красками жизни, но... эта цветастая карусель вертится так быстро, что все цвета сливаются в белый: цвет листа, с которого начинается всякая молодая жизнь, и цвет неутомимо изменчивых облаков, и цвет волос Эрика Ромера, поставившего этот фильм о молодых и для молодых (но и для зрителей всех возрастов), когда ему было 76 лет.
Те, кто молод, ощущают бытие как тревожную сумятицу и сплошную неопределенность - но когда-нибудь, оглянувшись назад, они догадаются, что имя той тревожной сумятице, когда ничто еще не закаменело, не окуклилось и не обрело окончательную форму, настоящее имя ей было - свобода
В сущности, на каком-то последнем уровне «Летняя сказка» и есть фильм о свободе, о вольности. Вот начало песни, которую весь фильм, тренькая на гитаре, сочинял Гаспар:
                                      Я от корсаров родилась,
                                      Оттого пираткой назвалась,
                                      И больше всего на свете
                                      Люблю я море и ветер.
Когда Солен поет эту песню на борту катера во время морской прогулки, волосы ее под ветром отлетают назад, в ту же сторону, куда изогнулась ее гибкая, изящная корма, и в этот момент она становится еще больше похожей на поднявшую паруса бригантину.   

* «Игра любви и случая» - так называется комедия французского драматурга 18-го века Пьера Мариво, с чьим именем связано понятие мариводаж - изысканный и даже вычурный галантный стиль, отличающийся, по определению одного французского критика, «тончайшей смесью метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов» (Википедия). Фильмы Ромера – самый совершенный мариводаж, какой только можно себе представить. 



Эрик Ромер (настоящее имя – Жан-Мари Морис Шерер: 1920 – 2010) 




Категория: Эрик РОМЕР | Добавил: ovechka (10.01.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2196 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: