Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 29.09.2020, 04:21
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Ева НЕЙМАН

«Дом с башенкой»
Режиссер и сценарист Ева Нейман.
«1+1 Продакшн», Украина. 2011
 
 
 
 
Средь народного шума и спеха,
На вокзалах и пристанях
Смотрит века могучая веха
И бровей начинается взмах.
                        О.Мандельштам
 
Фильм поставлен по одноименному рассказу Фридриха Горенштейна, единственному его произведению, напечатанному при СССР. Помню свое потрясение, когда я прочитал «Дом с башенкой» в номере «Юности» 64-го года. И потом, когда в ноябре 65-го поезд уносил меня в армию, я вспоминал, я переживал  то, что с такой ужасающей силой передано в этом рассказе. У Горенштейна мальчик с мамой возвращаются из эвакуации, а я удалялся от дома, но в том же поезде ехали домой дембеля, отмотавшие свои три года в частях на западе страны. Поезд был забит настолько, что не то что на верхних, а даже на грузовых полках, втиснувшись в узкое пространство между ними и крышей вагона, спали по двое. Сливались надрывные и веселые песни. Вагоны пропахли водкой. Из уборных несло мочой и рвотой. Выпал снег, и когда настала моя очередь бежать на какой-то станции за очередными бутылками, он падал мне на волосы, потому что у меня сразу же украли мою меховую шапку. Дембеля, глядя на нас, даже еще не салаг, покачивали головами и скалились, их улыбочки предвещали неведомое и тяжкое. К этому неведомому тяжкому я готовил себя, не будучи вполне уверенным, что перенесу, переживу его. Да, все... многие проходят через армию, но я не ощущал себя таким, как все, я был другим, чужим. Закон для всех, закон больших чисел был писан не для меня, я вполне мог пропасть как подтверждающее правило исключение.
Я думал о том, что меня ждет, а Горенштейн, когда писал «Дом с башенкой», вспоминал давно прошедшее: ведь это он возвращался из эвакуации с мамой, это его мама умерла в дороге, это ему пришлось ехать дальше в пропитом, прокуренном, проматеренном вагоне и выживать, напрягаясь превыше наличных у одиннадцатилетнего ребенка сил. Первое, что было мобилизовано для выживания, - нюх на добро и зло. У кого попросить помощи, а от кого держаться подальше – этот инстинкт затравленной собаки возбуждается у мальчика, разворачивается, как сохранившаяся от процесса дарвинистской эволюции, но прежде дремавшая программа. Чутье то выручает, то подводит, ведь он всего лишь ребенок с неоформленной, подслеповатой душой и часто судит по поверхностям, по внешностям. Дядя, использовавший его справку о смерти матери для того, чтобы протиснуться со своей жирной семейкой в поезд, кажется ему хорошим, добрым дядей, потому что он гладкий, круглый и ласково улыбается перед тем, как что-то у него попросить. Солдат, который единственный в этом вагоне пожалел и защитил его, кажется ему плохим и страшным, потому что у него одна рука, от него разит перегаром и он ругается плохими словами.  
Мальчик ошибается как душевед, но он неизменно зорок в конкретной, зверевьей оценке деталей и положений. Все в рассказе увидено его глазами, и эти глаза вынуждены быть объективными. На поверхностный взгляд можно подумать, что оптимальная стратегия выживания требует перегиба в сторону ощеренного предположения зла. Но мальчик не может себе позволить перегиба ни в какую сторону: если считать всех злыми, пропустишь немногих добрых, а ведь, в его положении, на них вся надежда. Если, по инерции зрения и склонности мышления к штампам и обобщениям, считать плохого совсем плохим, то, может быть,  не получишь от него ту крохотку, ту косточку добра, которую он способен бросить. Да, самое душераздирающее в этом рассказе –  железная точность оценок мальчика, не   позволяющая ему в плохом видеть до конца плохое, в ужасном полностью ужасное. Через 20 лет Горенштейн не только осознал, что «хороший дядя» втащил его в поезд, чтобы занять побольше плацкарты: «Проходите, впереди свободно… Проходите, тут едут три семьи, тут занято…», - он не забыл и о том, как дядя положил ему на верхнюю полку половину ватрушки. «Старик в очень рваном пальто, но в красивом пенсне с толстыми стеклами и с кусочками седой, чистенькой бородки под нижней губой» - этот опустившийся от голода интеллигент, заставляющий вспомнить про обезумевшего в зоне Мандельштама, не только ворует у пассажиров еду - он заступился за мальчика, когда плохая тетя хотела вытолкнуть его из очереди в уборную: «Как вам не стыдно, война, люди жертвуют собой… Мать этого мальчика, например, в партизанском отряде…» (Мальчик по хитрости или из тщеславия наврал насчет матери, но не в этом дело).  
«Дом с башенкой» - великий рассказ, на нескольких страницах он охватил все, сказал  о добре и зле, о всенародной беде, о народе, об участи интеллигента, вброшенного в людской водоворот. Сосредоточенный всецело на  одном человеке, ребенке, он одновременно и глобален. Глобален, во-первых, психологически – ибо это повествование об инициации. Дом с башенкой, к которому приносит и от которого уносит мальчика в его метаниях по чужому городу, где умирает его мать, - это как бы ворота в жизнь, точка отсчета, репер, отмечающий пробуждение его сознания и вступление в реальность со всеми ее ужасами и чарами: «Ранним утром кто-то открыл дверь в тамбур, холодный воздух разбудил мальчика, и он еще некоторое время лежал и улыбался…» - такова последняя, почти мистическая фраза  рассказа. И «Дом с башенкой» глобален, во-вторых, по мере заключенной в нем правды, превышающей заурядный реализм. Мальчик заточен на распознавание добра в силу животной необходимости? Что ж, тем прочнее корни добра в душе человеческой, раз  поиск его обостряется не по философской блажи, а в страхе смерти. Жизнь страшна, люди жестоки или бесчувственны – так запомнил и засвидетельствовал аптекарски точный Горенштейн, и, значит, так оно и есть. Но если он также засвидетельствовал, что пьяный инвалид выложил последнее из карманов, чтобы заплатить людям, чтоб они не бросили мальчика, - значит, так тоже было, так есть. Если голодный мальчик, сам не зная почему, не из чистой жалости даже, а как бы из жалостливой брезгливости, чтоб только не быть свидетелем человеческого падения, поделился с вором-интеллигентом куском хлеба, – значит, так тоже есть, такое тоже есть в человеке. В.П. Эфроимсон в своей давней статье «Родословная альтруизма» доказывал, что жалость, дружба, взаимопомощь – не духовные, не вытренированные моральной средой, а  генетически передаваемые качества: стада или племена, члены которых обладали ими, имели больше шансов сохраниться в межвидовой или межродовой борьбе. Так же и Горенштейн обнаруживает благородно-бескорыстное в человеке на пределе отчаяния и на уровне почти физиологическом. Рассказ не оставляет сомнений в том, что в тяжелые времена люди становятся скотами, но он с равной силой убедительности удостоверяет, что некоторые люди непоколебимо сохраняют человечность.
На таких держится мир. Фильм Евы Нейман заканчивается кадром с лицом спящего мальчика, на чьем лбу лежит женская рука.  Это рука одной из пассажирок, толстой женщины, которая, кажется, взяла у инвалида его часы под обещание присмотреть за мальчиком. Да, она взяла часы, но ласково положила руку на лоб мальчика не за часы, а потому что ей жалко его. Корысть и доброта смешались, они не обязательно противоречат друг другу. Все смешалось в  мире, поэтому никакие заключения о нем не окончательны.
Еще в фильме есть потрясающее место, когда мальчик, которого положили в больницу в одной палате с мамой, т.к. он тоже болен, просыпается посреди ночи, и вдруг звучит музыка, несколько странных медленных нот, исполняемых на ксилофоне и фортепиано. Мы чувствуем, что это музыка смерти – и действительно, в это время мама мальчика агонизирует.  (Это музыка французского композитора Эрика Сати (1866-1925) под названием «Джазовая обработка»).  А в финале, когда мальчик спит и рука женщины лежит на его лице, опять звучит та же музыка, но оттого, что мальчик улыбается во сне, она кажется теперь музыкой жизни. Смерть и жизнь тоже перемешались.  
В целом же мне трудно сказать что-то категорическое о фильме Нейман, я был слеп к нему, т.к. слишком хорошо помню «Дом с башенкой» Горенштейна, а фильм совсем другой. Мир, предстающий в этом маленьком рассказе, колоссален, мальчика несут к дому с башенкой и относят от него могучие человеческие волны.   «Средь народного шума и спеха…» - фильм по такому рассказу могли бы, с адекватной мерой размаха и сумасшедшей достоверности, снять только Герман или Тарковский, который, кстати, и носился долго с идеей это сделать. Картина Нейман, напротив, камерная, она рассказывает о страшном одиночестве мальчика, и ее кадры как бы исполнены одиночества. Даже вагон совсем не забит людьми, не похож на военный, эвакуационный вагон. Я понимаю, что у Нейман не было даже чисто финансовой, технической возможности снять фильм такого масштаба, как, скажем, «20 дней без войны». Наверное, «Дом с башенкой» - хороший фильм. Но мне кажется, что предыдущая картина Нейман, ее первый полнометражный фильм «У реки», снятый по рассказу того же Горенштейна «Старушки», был более убедительным. «Старушки» - рассказ камерный, если у Горенштейна вообще бывают такие: на самом-то деле, любое его произведение по-своему философски монументально. Но все-таки в «Старушках» всего два персонажа, почти все действие происходит в комнате. Это совсем иное, чем «Дом с башенкой».
Еще мне кажется, что в фильме не передано то, что передать, я понимаю, чрезвычайно трудно. В рассказе все, даже самое ужасное, происходит как бы невзначай, вскользь. От этого оно выглядит еще ужаснее. Из прозы это напоминает стилистику Бабеля в «Конармии», а из кино, конечно, Германа. Но Нейман больше тяготеет к Кире Муратовой, ученицей которой она отчасти является. Для Муратовой характерны крупные планы, подробно фиксирующие изменения на странных человеческих лицах. Мне кажется, для фильма по «Дому с башенкой» нужны крупные планы предметов (ватрушка; нож в руках «доброго дяди», разрезающий жирную селедку; рукав слепого солдата-баяниста, замоченный опрокинутым из стопки спиртом и т.д.) и беглые средние планы людей, говорящих на грани различимости. Что-то бы при этом терялось, но оставшееся слышным и ясным производило бы эффект потрясения. Опять Герман, разумеется. Но дело не в том, что он мне нравится больше Муратовой (это, кстати, вопрос). Просто такая невнятица кадров, разговоров и лиц больше, по-моему, соответствует содержанию рассказа с его заурядностью чудовищного и шоковой мешаниной добра и зла. Нейман сняла как бы чисто экзистенциальный фильм – фильм о человеке в предельной ситуации. Рассказ Горенштейна тоже экзистенциальный, но он еще и другой, он всякий и обо всем (см. выше). Что ж, Нейман ухватила лишь одну линию, одну жилу многожильного кабеля. Мне кажется, она сделала это хорошо. В данном случае, больше чем когда-либо, читателям не стоит слишком прислушиваться к моему мнению – надо посмотреть фильм и подумать о нём самим.
 
 
 
 
Ева Нейман на съемках фильма
 
 
 
 
Фридрих Горенштейн в те годы, когда он написал "Дом с башенкой"
 
 
 
Эрик Сати. "Джазовая обработка". В фильме эта музыка
звучит в гораздо более медленном темпе, чем в этой записи.
 
 
 
 
 
 
 
Автор С. Бакис

 
 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис
 
Категория: Ева НЕЙМАН | Добавил: ovechka (24.03.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2964 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: