«Лига мечты» («United Passions»). Режиссер Фредерик Обертен. Сценаристы Фредерик Обертен и Жан-Поль Дельфини. Франция. 2014.
Вот синопсис фильма, взятый мной с английского сайта:
Было время, когда в футбол играли только дети в парке, обозначив ворота своими рубашонками. Страсти, восторг, удовольствие. Этот фильм – о людях, которые подхватили игру с той исходной точки и изменили ее. О группе глубоко честных и высокоморальных людей, у которых была мечта, ради осуществления которой они основали Международную Федерацию Футбола, ФИФА. Одержимые желанием подарить футболу большое яркое будущее, преданные своему делу и глубоко честные Зепп Блаттер, Жюль Риме и Жоао Авеланж преодолевали свои сомнения и боролись со всевозможными трудностями, чтобы сделать ФИФА и мировые футбольные чемпионаты реальностью. Эта сага, охватывающая все 20-е столетие, расскажет вам о том, как организация, сегодня вынужденная отбиваться от абсолютно необоснованных обвинений в коррупции и интриганстве, начинала свой путь к этой цели.
Перевод мой. Последнее предложение несколько двусмысленно: к какой «этой цели» путь? К коррупции и интриганству? Конечно, тот, кто это писал, имел в виду другие, высокие цели. Я мог бы перевести так, чтобы устранить эту двусмысленность, однако не сделал этого не только из переводческой верности оригиналу, но и потому, что сам фильм столь же двусмыслен, как этот синопсис.
Но какой, собственно, синопсис? Это просто идея фильма, а сюжет-то где? Сюжета нет, фильм, в общем-то, не художественный. Просто история ФИФА в движущихся картинках и с актерами: Депардье – Жюль Риме, Сэм Нил – Жоао Авеланж, Тим Рот – Зепп Блаттер и т.д. Мелькают события и даты. Вот несколько господ в цилиндрах собрались в начале прошлого века и размышляют, как бы объединить футбольные клубы всего мира под эгидой единой организации. (Примерно в это же время несколько других господ загорелись идеей сделать то же самое с разрозненными еврейскими организациями. ФИФА, конечно, организация без сионистского колорита, но все-таки ее идея возникла в голове еврея Карла Антона Хиршмана). Вот прошел первый чемпионат мира в Уругвае. Вот, потерпев финансовый крах в период Великой Депрессии, ФИФА на грани самоликвидации. Постепенно она кое-как оправилась, но в ней возник раскол в связи с приходом к власти Гитлера. Вот ее новый расцвет после войны. И т.д. до наших дней. Что ж, такой фильм. Видимо, славная организация захотела отметить свое 110-летие и потратилась на кинопроект. Это не предположение, а факт: ФИФА значится в титрах среди спонсоров картины. Из других источников известно, что ФИФА вложила в этот фильм 16 миллионов евро из его общей стоимости в 19. Другой спонсор… Азербайджан. С чего это вдруг? Да ладно, неважно. Юбилейный, значит, такой проект. Лучше, я думаю, было бы не морочить зрителям голову и сделать четкий и ясный документальный фильм, но ФИФА захотела, чтоб было с Депардье в качестве юбилейного генерала. Понятно.
То есть все равно непонятно. Два непонятных момента. Первый – почему фильм проникнут стойким недоброжелательством к Англии? Британцы, изобретя футбол, воображали, мол, что это их монополия, и долгое время относились к ФИФА высокомерно и пренебрежительно, не желали в нее вступать. Ну ничего, когда ФИФА стала устраивать чемпионаты мира, британскому Лёве захотелось в них участвовать, и он умерил свой имперский снобизм. Но если судить по фильму, ФИФА все равно не простила Лёве своих детских обид и по сей день держит на него зуб. «По жизни», а не «по фильму» дело, кажется, не в старом зубе, а в том, что Грег Дайк, председатель Футбольной ассоциации Англии, после того как ФИФА назначила местом проведения чемпионата мира 2022 года Катар, призвал Зеппа Блаттера, президента ФИФА с 1998 года, подать в отставку. В ответ Блаттер назвал британские средства массовой информации «расистскими».*
Кроме того, по фильму выходит, что ФИФА с самого своего дня рождения страстно добивалась участия в футбольном движении стран Латинской Америки и особенно Африки. Ну просто какая-то одержимость у Хиршмана, Герена, Риме и всех последующих рулевых ФИФА этой идеей: вот чтобы непременно в мировых чемпионатах участвовали темнокожие футболисты. Британцы, расисты этакие, смеялись: футбол – аристократическая интеллектуальная игра, ну какие же из зулусов футболисты? А ФИФА упрямо твердила: очень даже хорошие, ну, Лёва, погоди, еще умаешься выкатывать из ворот «зулусские» подарочки! Опять же, я не спорю (и как можно с этим спорить после бразильского чемпионата?), но все-таки зацикленность фильма на указанной теме немножко странна. Все стало бы яснее, если бы, кроме Азербайджана, среди спонсоров фильма была какая-то африканская страна, но таковая не указана.
Вторую странность фильма я совсем не знаю, чему приписать. Могу лишь строить догадки, которыми далее поделюсь.
До тех пор, пока фильм листает события и даты 100-летней – 50-летней давности, все, в общем, нормально. Но когда президентом ФИФА становится Жоао Авеланж, сразу начинается какая-то муть. Точнее, не совсем сразу: сперва он, как и предыдущие президенты, вполне себе «глубоко честный и высокоморальный» (см. синопсис), тоже борется за участие африканских футболистов и т.д. Но потом следуют какие-то невнятные эпизоды, где его враги внутри ФИФА обвиняют его в пристрастности, интригах и чуть не в прямом взяточничестве. Конечно, мы, зрители, понимаем: если Авеланж за негров, то, наверное, он честный человек и никакой не взяточник. Но все-таки… ну как-то темно и мутно, тем более что междоусобица ничем не разрешается. Впечатление такое, будто это показано не для нас, зрителей, а некие лица из ФИФА решили совместить в «Лиге мечты» юбилей с намеками на какие-то наболевшие гнойные разборки, существо которых (намеков) понятно только им и их врагам.
А с момента, когда кресло Авеланжа занял его заместитель Зепп Блаттер, я окончательно выпал из базара и ощутил, что присутствую на чужом междусобойчике. Идут какие-то эзотерические базары на птичьем языке. Вот управляющая финансами ФИФА обращается к Блаттеру:
- Учитывая финансовое положение ФИФА, господин президент, вы не сможете выплатить зарплату 200-м вашим сотрудникам в этом месяце. Спонсоры грозятся отозвать средства, а долгосрочные партнеры требуют немедленно убрать их логотипы со всех промо-материалов. Помочь может только широкий жест доброй воли. <…> Федерация собирается смешать вас с грязью. Когда вы намерены начать защищаться?
Блаттер ей:
- Мне нет нужды защищаться.
Но все же он защищается. Придя на заседание оргкомитета ФИФА, он говорит:
- Господа, некоторые из вас решили положить мою голову на плаху вместо своей.
Кто-то из них ему:
- Передача вами власти теперь неизбежна.
Он:
- Это невозможно, пока не было голосования.
- Мы вас в последний раз просим, подайте в отставку по-хорошему.
- Я отказываюсь. У вас есть доказательства против меня? Какие доказательства?
- Достаточные, чтобы заставить вас уйти. Только так вы избежите тюрьмы.
- Даже если бы это было так, я не один отправлюсь за решетку. Через несколько дней съезд определит, сохраню ли я свой пост. Будет голосование. До встречи в Сеуле, господа!
После этого происходит еще один разговор: отставной президент ФИФА Авеланж дает Блаттеру стратегические советы:
- В скольких голосах ты можешь быть уверен на перевыборах?
- На восьмерых могу рассчитывать.
- Для победы нужно тринадцать. Тебе нужно найти пять колеблющихся и добиться их поддержки. <…> Нерешительными людьми легко управлять. Заставь их бояться себя, заставь их поверить, что все о них знаешь. Они пойдут на компромисс, они тебя за это не полюбят, возненавидят, но плевать.
Блаттер молчит, мотает на ус. Советы пошли впрок: его переизбрали.
После этого помощник Блаттера спрашивает его:
- Как вы поступите с теми, кто был против вас?
- Буду держать их на коротком поводке.
- Значит, вы простите их?
- Все ведь можно простить. Главное – ничего не забывать.
Таков Блаттер. Кто не видел фильма, подумает: сложная фигура. Но никакой сложности нет: о многогранности персонажей «Лиги мечты» не приходится говорить. Тут, опять-таки, мутность: какие-то вещи говорятся не для зрителей, а как будто для тех, с кем Блаттер хочет этим фильмом объясниться или свести счеты.
Еще надо, на всякий случай, пояснить насчет Сеула. Блаттер боролся с «прозаседавшимися» членами президиума ФИФА за то, чтобы не только африканцы, но и азиаты принимали участие, и чтобы соответствующие государства стали местами проведения чемпионатов. Для тех, кто не в курсе: чемпионат 2002 года прошел сразу в двух странах, Южной Корее и Японии. Чемпионат 2010 года прошел в ЮАР. Чемпионат 2018 года пройдет в России (Блаттер стал бороться за права славян!), а чемпионат 2022 года пройдет в Катаре (арабы!) Все это, наверное, очень правильно, и раз Блаттер борется за права всяких парий от мирового футбола, то он, видно, хороший человек и демократ. Но с другой стороны, сам Блаттер не исключает, что ему придется сесть в тюрьму. В таком случае, острая дискуссия, которую я процитировал, – не является ли причиной ее то, что вор у вора, просто-напросто, дубинку украл? Многие (не только враги Блаттера) подозревают, что он упорно пробивает чемпионаты мира в отсталых, логистически не приспособленных для такого сложного мероприятия странах вовсе не потому, что он такой хороший, а потому, что эти страны дают ему взятки (или, может быть, не прямо ему, а ФИФА). В общем, все это муть. Но пусть даже Блаттер во всем прав и ангельски чист, все равно – какое отношение эти сугубо технические заморочки имеют к добру и злу? А ведь только эта дихотомия может представлять для нас, зрителей, интерес.
Остается повторить: о зрительском интересе, похоже, никто и не заботился, «Лига мечты» – продолжение давней подковерной борьбы средствами кино. Бывают проплаченные газетные статьи, проплаченные телепередачи, а это – проплаченный квазихудожественный фильм. При совке иногда делались художественные фильмы по заказу ГБ. На Западе бывает, что некий толстосум спонсирует фильм, в котором сыграет главную роль его жена или любовница. Но западный художественный фильм, проплаченный некоей организацией… что-то я такого не слыхал. Что ж, значит мир стал еще чуточку грязнее.
(В свете всего сказанного, перечитайте синопсис: кажется, что его написал референт Блаттера по части public relations).
Возможен, правда, вопрос: если фильм снят по заказу нынешнего президента ФИФА и его команды, почему же Блаттер не изображен в нем абсолютно белым и пушистым? Не знаю. Может быть, это военная хитрость. Блаттер – человек от мира сего, зрители видят, что он грешен; при таком «объективном» показе они скорее проглотят скрытое внушение, что, в общем и целом, он все-таки прав – во всяком случае, правее своих оппонентов.**
В начале и конце фильма – одинаковые кадры: дети играют в футбол на задворках. Разница в том, что в финале закадровый голос размышляет (мы понимаем, что это голос как бы глядящего с небес на землю Хиршмана): «За более чем 100 лет своего существования эта федерация, рожденная из мечты <…> сделала футбол самой популярной игрой на нашей планете. Если бы кто-то сказал нам, что однажды в составе ФИФА будет более 200 ассоциаций <…> что люди любой расы будут играть бок о бок, что футбольный мяч оставит отпечаток в истории человечества…»
Звучит торжественно и красиво, тем более сегодня, в день финального матча 20-го чемпионата мира. Но все-таки этот монолог похож на шкаф красного дерева, который стоит на ковре и ходит ходуном, потому что под ковром грызется свора бульдогов.
* Еще одно возможное, но более фантастичное, объяснение англофобии фильма: может быть, Азербайджан поставил условием своего участия в проекте булыжники в английский огород? «История азербайджано-британских отношений восходит к британской экспедицией, которая была направлена из Багдада в Баку 18 января 1920 года, в целях захвата ценных нефтяных месторождений». (Википедия). Надо будет посмотреть по интернету, дружит ли сейчас Ильхам Алиев с Камероном.
** Есть простой довод в пользу того, что «Лига мечты» проплачена или, во всяком случае, ее создатели были ангажированы Блаттером: пока он жив и, тем более, функционирует в качестве президента ФИФА, снять такой фильм без его согласия было бы просто невозможно.
Фредерик Обертен
Род. 4 июня 1962
Блаттер по блату дает Путину мяч, которым будут играть на Чемпионате-2018 в Москве.
Смотреть фильм он-лайн
Автор С. Бакис
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|