Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Кэри ФУКУНАГА |
Есть сайт http://film4ik.ru/page/11/. Он ничем особенным не отличается от других киносайтов, просто он хорошо организован, и я часто туда «хожу». И вот я взял и посмотрел, сколько там за последнее время (2014-15) появилось фильмов с тэгами «ужасы, мистика, фантастика». «Смертельная поездка» (2014). Китай. «Сверхъестественное» (2014). 10-й сезон. 1-17 серии. США. Описание: «Мстители: Гримм» (2015). США Описание: «Стражи Галактики» (2014). США Описание: «Джезабель» (2014). США Описание: «Флэш» (2014). 1 сезон. 1-18 серии. США. Описание: «Ходячие мертвецы» (2014). 5 сезон. 16 серий. США. Описание: «Чжун Куй: Снежная дева и темный кристалл» (2015). Китай Описание: «Кровавая леди Батори» (2015). Россия Описание: ---------------------------------- Я произвел выборку на глубину всего лишь до ноября прошлого года. Кто еще не задрожал от страха, может погружаться в этот ад ниже. С меня достаточно. И вот вопрос: почему такая лавина «страшилок»? Простое предположение: в последние годы, благодаря компьютерной графике, совершен прорыв в той области, которая раньше называлась «комбинированные съемки», а сейчас, кажется, называется «видеоэффекты». «Страшилки» – благодатное поле для применения этих эффектов, ну и… Но это слишком простой ответ. Если бы зрители не были так падки до ужасов, кино кормило бы их другими блюдами. Следующий вопрос: а почему они стали так падки? Все-таки, так было не всегда… не всегда было в такой мере. Конечно, тут порочный круг: зритель хочет – кино кормит – зритель еще больше хочет – кино увеличивает дозу и т.д.; нескончаемая цепочка спроса и предложения. Но все-таки… вначале было слово; мастера экрана чутко уловили и обслужили, но сперва клиент заказал. Зачем же клиенту это, такое черное, нужно? Откуда такое извращение, что ни говори, вкуса? Скажете: теперь главные кинозрители – подростки, они любят отвратительные химические конфеты больше шоколада, они обожают все страшное. Но не любая «страшилка» ориентирована на подростков, есть и такие, в которых тинэйджеры ничего не поймут. Взять, например, «Выживут только любовники» (2013), изысканный фильм «культового» режиссера Джима Джармуша. Изысканный-то изысканный, а все равно про вампиров! Нет, тут что-то в воздухе такое носится, в реальности надо искать объяснение. Я не социолог. Реальность многослойна, многогранна, поди найди в ней ответ. Но интуитивно… Мне кажется, что этот ненасытный аппетит на ужас происходит от страха перед будущим. Поэт Мария Степанова приводит в своей замечательной статье «После мертвой воды» (http://www.colta.ru/articles/specials/5327) высказывание философа Бориса Гройса: ««Есть ощущение, что будущее в какой бы то ни было форме влечет за собой некие неприятности и ухудшения того, что есть. Общая тенденция заключается в том, чтобы как-то удержаться и сохранить то, что есть. Иными словами, сейчас актуальны спасение от будущего, сохранение статус-кво». Затем Степанова добавляет от себя: «Сама мысль о том, что неприглядное и неуютное сегодня не является финальной точкой, о том, что завтра будет хуже, становится источником тяжелой, тайной, общей для всех тревоги. Завтрашний день обещает многие и неизвестные беды — войну, кризис, революцию, массовые репрессии, и то, что все это скорее всего не произойдет одновременно, не учитывается логикой невроза». «Но какое же это объяснение? – спросит читатель. – Если люди боятся будущего, то они, наоборот, должны держаться подальше от всяких фильмов катастроф и антиутопий». Да, многие именно так и поступают: ни за какие коврижки их не заставишь смотреть «страшилку». А есть даже такие, кто, из опасения наткнуться на коварно, как бритва в яблоке, запрятанную внутри фильма необъявленную страшилку, и вовсе кино не смотрят. Или если смотрят, то какие-нибудь «старые фильмы о главном» или экранизации английских романов типа «Джен Эйр» (правда, в рецепт этих романов тоже нередко входит страшное, - но это уютно-знакомое страшное; люди того типа, о котором идет речь, не читают, а перечитывают, не смотрят, а пересматривают, и они наперед знают, что все кончится хорошо). Бегство от настоящего/будущего в прошлое - это эскапизм: человек прячется от реальности, обратив глаза зрачками в грезы. Такой человек не готовит себя психологически к возможному апокалипсису – он просто не желает о нем думать. Но не все люди таковы: некоторые не желают быть застигнутыми врасплох. Как же они готовятся? Да вот, например, ходят на «страшилки», подсознательно используя их как род десенситизирующей психотерапии. «Десенситизация - понижение чувствительности, снижение нормы эмоционального реагирования, когда нервная система начинает реагировать на сигнал (раздражитель, ситуацию) существенно слабее, чем обычно, или вообще выдает ноль-реакцию. Специально организованную (систематическую) десенситизацию в разных видах используют как популярный психотерапевтический метод. Другое название подобных методов - десенсибилизация». (Википедия). Например, психотерапевт заставляет пациента со страхом высоты сначала постоять на табуретке, через неделю - на столе, через месяц - на краю невысокого оврага. А регулярные зрители «страшилок» постепенно начинают воспринимать неприятные звоночки из будущего: сообщения об ухудшающейся экологии, надвигающемся экономическом кризисе, «исламской угрозе», каких-то странных эпидемиях и т.п., - как те же «страшилки», пусть разворачивающиеся не во тьме кинозала, а посреди бела дня, но все равно не имеющие никакого отношения к реальности. Десенситизация – дело тонкое и рискованное: человек со страхом высоты может благополучно привыкнуть к табуретке, столу, третьей ступеньке стремянки, – но у края оврага на него вдруг нападет такая паника, что вся предыдущая терапия пойдет насмарку и, хуже того, его альтофобия обострится. Значит, терапия должна проходить под контролем опытного профессионала. Просмотр «страшилок» происходит бесконтрольно, и приведет он к ослаблению страха будущего или к его усилению – это вилами по воде. Так что мой вам совет: читайте лучше «Джен Эйр» или «Ребекку» Дафны дю Морье. Или смотрите экранизации этих славных романов. Существует, наверное, двадцать фильмов по «Джен Эйр» (последняя экранизация – 2011-го года), а «Ребекку» перевел на экран в 1940-м году Альфред Хичкок, и это один из его шедевров. Обе картины предлагаются вашему вниманию, дорогие друзья-эскаписты!
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис | |
Просмотров: 789 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |