Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 29.09.2020, 04:25
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Леонид ОСЫКА

«Каменный крест»
Режиссер Леонид Осыка. Сценарий Ивана Драча по рассказам Васыля Стефаныка «Суд» и «Каменный крест». Киностудия им. Довженко, 1968




Явлениe бедности/неравенства можно рассматривать в социальном или в бытийном плане. Во втором случае это извечнoе, неотменяемoе проклятиe рода человеческого. Большевики попытались построить мир без бедных, но ничего не вышло: было только потеряно время, за которое многие другие страны научились кое-как смягчать социальные контрасты, и сегодня Россия вернулась к точке кричащей б/н.
Достоевский сначала писал о б/н как о социальном явлении («Бедные люди»). Потом личные потрясения привели его к тому, что он стал рассматривать б/н  в плане онтологическом, и тогда он стал великим писателем.
Васыль Стефанык (Стефаник Василь Семенович (14 травня 1871, Русів (тепер Снятинського району Івано-Франківської області) — 7 грудня 1936) — український письменник, майстер експресіоністичної новели, депутат Австрійського парламенту від Галичини) – для украинцев писатель великий или выдающийся, на Западе же его знают мало. Так или иначе, он стал писать о б/н так, как поздний Достоевский, т.е. в плане онтологическом, сразу, с самого начала, для этого не потребовалось никакого перелома в мировоззрении.
В школе нам столько раз говорили, что западные украинцы на рубеже XIX-ХX веков подвергались двойному, социальному и национальному гнету, что это навязало в зубах. Конечно, подозрительно, когда нечто повторяют слишком часто. Но не всегда то, что повторяют – ложь. Возможно, Стефанык и не осознавал себя писателем-философом. Он писал рассказы из жизни простых галичан, вот и всё. Но дело в том, что бедность бедняков в краях на задворках Европы, таких, как Буковина, Румыния, Галичина, была предельной. Сказать: «У Кая украли заработанные грош'и» - это быт. Сказать: «У Кая украли заработанный грош» - это Библия. Стефанык просто писал свои короткие жестокие рассказы, но выходили притчи. Сама собой выходила экзистенциальная философия, потому что он описывал людей на пределе. Выходил глубокий психологизм, как воспоминания переживших Аушвиц или проза Шаламова производят впечатление глубинных исследований души человека. В общем, люди, с которых  Стефанык списывал своих персонажей, существовали в таких условиях, будто над ними ставился эксперимент, в котором человеческий материал, как материя в синхрофазотроне, исследовался на грани фазового перехода, где он из человеческого готов превратиться или уже превратился – зависело от меры исходной стойкости -  в какой-то иной. Достаточно было аккуратно записать экспериментальные данные, чтобы сказать о homo sapiens нечто новое.
Бедность порождает жадность, жестокость, зависть, злобу, отчаяние, странные мысли, обнаженность отношений и душевный надрыв. Нищета порождает то же самое в предельной форме. И все эти состояния – темы новелл Стефаныка. Леонид Осыка не должен был как-то изощряться, чтобы сделать свой выдающийся фильм: надо было лишь снять все точно по Стефаныку, ничего не сглаживая, не подсахаринивая, не подсвечивая той кромешной тьме двухгрошовой свечечкой оптимизма, а главное, не подсовечивая, т.е. не подменяя бытийную правду Стефаныка правдой же, но социально-бытовой. Только и всего. Сняв «Каменный крест», Осыка совершил творческий подвиг, которого он больше никогда не повторил.
Содержание фильма according to Wikipedia:
"В хату к крестьянину забирается вор. Его ловит хозяин. По законам крестьянской общины, вора следует судить на людях, а ограбленный хозяин должен его убить. И вот в ночи начинается... нет, ещё не суд. Неспешная, обстоятельная беседа с вором о том, как его следует убивать за это самое воровство. Как вообще следует правильно убивать разных людей, в зависимости от национальности и рода их занятий. Участники разговора пьют, поят вора. Но к утру Иван Дидух, измотанный вечной сельской работой старик, перестаёт понимать, зачем он должен убивать такого же бедняка, как он сам. Вора убьют односельчане. И Дидух перестанет быть своим для них. Вторую половину фильма Дидух прощается с землей, селом, земляками, домом. Он уезжает в Канаду, за лучшей долей. Не только для него, но и для остальных жителей этот отъезд - как смерть. А провожание - похороны. Даже с женой он прощается, хотя она едет с ним. И выпаханная им земля как будто становится могилой Ивана. На самую высокую точку её он лично встаскивает, как Христос на Голгофу, и устанавливает давно припасенный каменный крест. Всем селом их провожают до околицы. А потом в церкви отпевают. По полному чину, как настоящих покойников”.
Написано все точно. Но можно кое-что добавить. Вор говорит старику Ивану, пока другие «судьи» еще не пришли: «А по натуре ты мягкий». «Я-то мягкий, но вора живым не выпущу» - отвечает Иван. Да, старику, на самом-то  деле, жалко этого несчастного парня, который не от хорошей жизни попытался залезть к нему в комору (и что там было красть?). Но Иван преодолевает свою жалость: не потому, что боится главного судьи, богатого селянина-садиста, или стесняется обнаружить свою «мягкость», а потому, что он, в несогласии со своей душевной глубиной,  внутренне согласен: вора надо убить! Попытавшийся украсть нажитое другим человеком надрывным трудом, кровью и потом – да, такой заслуживает смерти, это правильно, а что все-таки жалко, это не имеет никакого значения. Предлагая вору выпить, Дидух говорит ему: «Без греха не обойтись... Мой грех или твой – не знаю». Таким образом, старик не исключает, что, убив вора, он поступит  против Бога. Но в том-то все и дело – и об этом фильм, внешне чуждый религиозной тематики, – что старик давно в распре со Всевышним:  в Бога он верит, но в его ожесточенной душе нищего небо и земля разделены трещиной, непреодолимой и бездонной, как та, вдоль которой он в начале фильма на пару с конем долго-долго тащит в гору телегу с дерном: по законам небесного мира убить человека, пусть вора, - грех,  по законам земного - грех вора не убить.
Это очень страшно смотреть. В фильме есть еще одно жуткое место, хотя внешне ничего особенного вроде не происходит. Утром, когда Иван (Даниил Ильченко) и его семья должны уехать в Канаду, они друг за другом в последний раз выходят из хаты. Прощание с родиной, пусть мачехой, момент значительный: на всех «отъезжантах» нарядная одежда (а может быть, они для того так разрядились, чтобы никто не украл их лучшую одежду в долгом пути). Вдруг тот самый богач-садист (Константин Степанков) выделяется из собравшейся у покидаемого дома толпы, подходит к молодому сыну  Ивана (Иван Миколайчук) и пораженно спрашивает: «А откуда у тебя этот кожух?» Понимаете? Нет, богач не обнаружил на парне краденый кожух, дело в другом. Он  позавидовал. Позавидовал и возмутился: бедняк не должен иметь такого кожуха, это неправильно, не по законам дольнего мира, где каждому - свое! В этой жгучей, откровенной зависти - что-то наивно-первобытное, заставляющее вспомнить «Джан», «Такыр» и другие вещи Андрея Платонова.
Фильм предлагается в двух вариантах: на украинском и русском языке. Какие-то глупые люди не предложили Брониславу Брондукову продублировать по-русски самого себя, а между тем его интонации, глухой и тонкий  голос человека, примирившегося со смертью, согласного с тем, что заслужил ее, и испуганного лишь инстинктивно, лишь по инстинкту молодости оплакивающего свою жизнь, - это пятьдесят процентов потрясающей игры Брондукова в этом фильме. 
Тем, кто махнет рукой: подумаешь, голос-шмолос, что за тонкости,  я говорю: в хорошем фильме все важно, а «Каменный крест» - большой, выдающийся фильм. Есть всемирно знаменитая, получившая уйму наград картина Кането Синдо «Голый остров», где от первого до последнего эпизода крестьянская семья носит на гору землю, покрывая ею свой каменистый надел. Фильм Леонида Осыки про деда Ивана, который всю жизнь укреплял дерном свой оползающий клочок  земли, а на старости должен сам сползти с этого клочка ради чужбины, горше фильма Синдо, он говорит о стоицизме невознагражденном и о душах,  в итоге бесконечного труда не сподобившихся благодати.
Даже если я убедил читателей, и они поверили мне на слово, что это жестокий и сильный фильм, все равно возможен вопрос: а зачем это смотреть и знать? Трудный вопрос. Можно ответить талмудически: если бы вы все же посмотрели этот фильм и он поразил бы вас, значит, смотреть его для чего-то стоило: пустое не поражает. Можно ответить иначе: а зачем читать не оставляющих надежды Кафку и  Канетти, смотреть Брессона и Бунюэля, читать позднего Бродского? Зачем-то надо, душа просит, хотя не каждого и не всегда. Но все-таки я отвечу прямо. Надо смотреть «Каменный крест», чтобы не питать иллюзий насчет своей сытой, относительно праздной праведности и не осуждать тех, кто волею злой судьбы был роскоши такой праведности лишен.          
                     
                             
 



Васыль  Стефанык              Леонид Осыка                   Иван Драч










Внимание!
Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу"
можно выйти на рецензии других авторов на фильмы "Елена" и
"Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"!
Автор С. Бакис



Категория: Леонид ОСЫКА | Добавил: ovechka (28.11.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2281 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: