“Il principe di Homburg”. Режиссер и сценарист Марк Белоккьо, по драме Генриха фон Клейста «Принц Фридрих Гомбургский». Италия. 1997.
Вот пересказ пятиактной драмы фон Клейста. Он принадлежит не мне.
Немецкая литература
Генрих фон Клейст
1777−1811
Принц Фридрих Гомбургский
1810
Краткое содержание драмы
Читается за 5–10 мин
оригинал — за 80−90 мин
Принц Фридрих Артур Гомбургский, генерал от кавалерии, ночью в сонном оцепенении сидит под деревом в саду замка и плетёт лавровый венок. Курфюрст Браденбургский Фридрих Вильгельм, курфюрстина, принцесса Наталия Оранская и граф фон Гогенцоллерн из свиты курфюрстины выходят из замка и с балюстрады смотрят на принца. Пока принц находится в полудрёме, они решают над ним подшутить. Курфюрст берет у принца венок, обматывает его цепью со своей шеи и передаёт принцессе. Принц встаёт, а курфюрст с принцессой, высоко приподнимающей венок, отступают назад. Все идут вверх по лестнице. Принцу кажется, что он все ещё спит. Курфюрст с принцессой входят в замок и захлопывают перед ним дверь, однако он успевает сорвать перчатку с руки Наталии. Принц в крайнем удивлении смотрит на дверь и на перчатку, затем, спустившись вниз, при окрике Гогенцоллерна падает как подкошенный. Гогенцоллерн заговаривает с принцем, и принц постепенно начинает осознавать, где он находится. Он рассказывает графу свой сон, а граф, по уговору с курфюрстом, ничем не даёт ему понять, что все с ним случившееся было наяву. Принц, однако, не помнит, что за девушка была с курфюрстом, и удивлён, что после пробуждения перчатка не исчезла.
На следующее утро в зале замка собираются курфюрст, фельдмаршал Дерфлинг, принц Гомбургский с перчаткой за колетом и другие офицеры. Курфюрстина и принцесса Наталия садятся в стороне. Фельдмаршал диктует офицерам составленный курфюрстом план сражения. Все, кроме принца, записывают. Принц только делает вид, что пишет, сам же размышляет о том, кому принадлежит спрятанная за его колетом перчатка. Вскоре он выясняет с помощью хитрости, что перчатка принадлежит принцессе Наталии. К тому времени оказывается, что фельдмаршал уже закончил диктовать приказ, и принц понимает, что почти все прослушал. Курфюрст же в приказе особенно подчёркивал, что до его сигнала никто не должен двигать войска в решающее наступление. Принц все ещё находится под впечатлением своего вещего, как он полагает, сна.
На поле битвы, видя, как в курфюрста попадает пушечное ядро и он погибает, принц, охваченный яростью и жаждой мести, раньше общего сигнала ведёт свои войска в наступление и заставляет шведов бежать. Его маневр способствует победе над противником.
Чуть позже курфюрстина, узнав о гибели своего мужа, оплакивает его смерть. Принцесса Наталия пытается поддержать курфюрстину, но и сама очень огорчена, поскольку давно уже является сиротой, а теперь потеряла и последнего родственника и покровителя. Подоспевший к этому времени принц Гомбургский предлагает ей свою руку и сердце и клянётся, что навеки будет для неё опорой. Наталия принимает его предложение и становится его невестой.
Внезапно входит вахмистр и сообщает, что курфюрст жив. Вместо него убит один из офицеров, обменявшийся с курфюрстом лошадью. Сам Фридрих Вильгельм находится в данный момент в Берлине и приказывает отдать под суд того, кто хоть и добыл победу, но вместе с тем проявил непослушание, нарушив приказ и выступив раньше положенного срока. Он не хочет случайных побед и считает, что виновный достоин казни.
Принц прибывает в Берлин, где его арестовывают и отвозят в тюрьму обратно в Фербеллин. В темницу к принцу входит его друг граф фон Гогенцоллерн и сообщает, что суд приговорил его к смерти. Принца нисколько не тревожит это известие, поскольку он не верит, что курфюрст, с детства относившийся к нему как к сыну, позволит привести этот приговор в исполнение. Однако когда он узнает, что курфюрст уже подписал постановление суда, то лишается присутствия духа, Гогенцоллерн наводит принца на мысль, что, возможно, он нарушил какие-то планы Фридриха Вильгельма. Он предполагает, что недовольство курфюрста вызвано нежеланием принцессы Наталии, помолвленной с принцем Гомбургским, выйти замуж за шведского короля Карла, который ставит это условием подписания мирного договора. Гогенцоллерн советует принцу попросить заступничества у курфюрстины, ведь заботу о принце, как о собственном сыне, завещала ей его покойная мать. Принц покидает тюрьму под честное слово и отправляется к курфюрстине и Наталии. Курфюрстина говорит, что уже просила за него перед курфюрстом, но безрезультатно. Тогда Наталия, узнав о том, что, возможно, и сама повинна в недовольстве Фридриха Вильгельма, отправляется к дяде заступиться за принца Гомбургского. Курфюрстина же советует ему вооружиться мужеством.
Наталия идёт в кабинет к Фридриху Бранденбургскому, падает перед ним на колени и молит пощадить принца. Она описывает, в каком жалком состоянии пребывает некогда смелый воин принц Гомбургский, и говорит, что он не желает умирать и просит о пощаде. Курфюрст в замешательстве признается, что полагал, будто бы принц согласен с приговором суда и осознает свою вину. Ежели это не так, то он ни за что не решится пойти против мнения принца и пишет ему письмо, где говорит, что коли принц не одобряет приговора суда, то пусть напишет подтверждение этому и будет свободен. Наталия берет послание курфюрста, благодарит его в слезах и соглашается собственноручно передать принцу конверт.
В комнату к принцессе, одновременно являющейся и шефом драгунского полка, входит офицер. Он передаёт пакет с прошением от всего её полка в защиту принца и просит, чтобы Наталия присоединила свою подпись к остальным. Принцесса охотно это делает. В дополнение к этому составляет от лица курфюрста приказ, предписывающий командующему её драгунами, полковнику Коттвицу, привести их из постоя в Арнштейне в Фербеллин, поближе к остальному войску, и пустить прошение по всем полкам, дабы увеличить количество подписей и сделать его более весомым.
После этого Наталия едет в тюрьму к принцу Гомбургскому с радостной вестью, что теперь его свобода — в его собственных руках. Принц внимательно перечитывает послание курфюрста и несколько раз пробует написать ответ. Однако в конце концов заявляет, что ценою препирательств пощада ему не нужна. Наталия целует его и признается, что такой ответ ей по сердцу. Она вызывает приехавшего с ней офицера и даёт ему окончательный приказ сообщить Коттвицу, что до ночи ждёт полк в Фербеллине.
На следующее утро курфюрст с удивлением обнаруживает на площади полк драгун под командованием Коттвица, который должен был расквартироваться в Арнштейне. В дополнение к этому до него доходят сведения, что в ратуше генералитетом Бранденбурга устроено собрание. Фельдмаршал говорит, что офицеры составляют прошение на имя курфюрста в пользу принца, в случае же, если он не смягчится, грозятся освободить принца силой.
Входят офицеры с прошением, и Коттвиц сообщает курфюрсту, удивлённому его присутствием в городе, что накануне получил приказ, подписанный Наталией и якобы составленный по велению князя Фридриха. Он клянётся, что принц ничего не знает об инициативе офицеров, а также сообщает, что он оправдывает и поддерживает поведение принца во время битвы.
Входит граф фон Гогенцоллерн и заявляет, что в поведении принца виноват сам курфюрст, поскольку в результате разыгранной по его инициативе ночной шутки на следующее утро принц был рассеян и прослушал половину приказа, продиктованного фельдмаршалом. Курфюрст раздумывает над тем, что сказали ему его придворные. Между тем вводят принца Гомбургского, вызванного курфюрстом. Он говорит, что готов принять смерть за неповиновение, и просит исполнить его последнюю просьбу: не покупать мира со Швецией ценой руки принцессы. Курфюрст обещает исполнить его просьбу. Принца отводят обратно в тюрьму.
Далее принца выводят из тюрьмы на виду у придворных и курфюрста. Последний пристально смотрит принцу вслед, затем берет смертный приговор и рвёт его.
Принц Гомбургский сидит в саду, как и в начале драмы, с повязкой на глазах. С него снимают повязку, и он видит, как курфюст сводит принцессу, держащую лавровый венок, с лестницы. Она возлагает на принца венок и надевает цепь. Принц падает без чувств. Его приводят в себя холостые пушечные выстрелы. Ему чудится, что это все ещё длится его сон.
Пересказала Е. В. Сёмина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.
***
Драма фон Клейста – произведение скорее в духе классицизма, чем романтизма. Это, в частности, означает, что в ней все железно выстроено и все моменты, как в теореме или трактате, заточены под одну идею. В «Принце Гомбургском» изрядное число сюжетных поворотов, и добросовестно-подробный пересказ Е.В.Семиной может не дать читателю осознать, что они служат не сами для себя, а являются как бы обязательными, неизбежными ходами в эндшпиле шахматной партии. Сейчас я выделю в этом пересказе узловые моменты.
В центре драмы — битва при Фербеллине (1675), во многом определившая дальнейшую судьбу Германии.
Принц Фридрих Артур Гомбургский, генерал от кавалерии, ночью в сонном оцепенении сидит под деревом в саду замка и плетёт лавровый венок. Курфюрст Браденбургский, Фридрих Вильгельм; курфюрстина, принцесса Наталия Оранская и граф фон Гогенцоллерн из свиты курфюрстины выходят из замка и с балюстрады смотрят на принца. Пока принц находится в полудрёме, они решают над ним подшутить. Курфюрст берет у принца венок, обматывает его цепью со своей шеи и передаёт принцессе.
Принц встаёт, а курфюрст с принцессой, высоко приподнимающей венок, отступают назад. Все идут вверх по лестнице. Принцу кажется, что он все ещё спит. Курфюрст с принцессой входят в замок и захлопывают перед ним дверь, однако он успевает сорвать перчатку с руки Наталии. Принц в крайнем удивлении смотрит на дверь и на перчатку, затем, спустившись вниз, при окрике Гогенцоллерна падает как подкошенный. Гогенцоллерн заговаривает с принцем, и принц постепенно начинает осознавать, где он находится. Он рассказывает графу свой сон, а граф, по уговору с курфюрстом, ничем не даёт ему понять, что все с ним случившееся было наяву. Принц, однако, не помнит, что за девушка была с курфюрстом, и удивлён, что после пробуждения перчатка не исчезла.
На следующее утро в зале замка собираются курфюрст, фельдмаршал Дерфлинг, принц Гомбургский с перчаткой за колетом и другие офицеры. Курфюрстина и принцесса Наталия садятся в стороне. Фельдмаршал диктует офицерам составленный курфюрстом план сражения. Все, кроме принца, записывают. Принц только делает вид, что пишет, сам же размышляет о том, кому принадлежит спрятанная за его колетом перчатка. Вскоре он выясняет с помощью хитрости, что перчатка принадлежит принцессе Наталии. К тому времени оказывается, что фельдмаршал уже закончил диктовать приказ, и принц понимает, что почти все прослушал.
Курфюрст же в приказе особенно подчёркивал, что до его сигнала никто не должен двигать войска в решающее наступление. Принц все ещё находится под впечатлением своего вещего, как он полагает, сна. Курфюрст же в приказе особенно подчёркивал, что до его сигнала никто не должен двигать войска в решающее наступление. Принц все ещё находится под впечатлением своего вещего, как он полагает, сна.
На поле битвы, видя, как в курфюрста попадает пушечное ядро и он погибает, принц охваченный яростью и жаждой мести, раньше общего сигнала ведёт свои войска в наступление и заставляет шведов бежать. Его маневр способствует победе над противником.
Чуть позже курфюрстина, узнав о гибели своего мужа, оплакивает его смерть. Принцесса Наталия пытается поддержать курфюрстину, но и сама очень огорчена, поскольку давно уже является сиротой, а теперь потеряла и последнего родственника и покровителя. Подоспевший к этому времени принц Гомбургский предлагает ей свою руку и сердце и клянётся, что навеки будет для неё опорой. Наталия принимает его предложение и становится его невестой.
Внезапно входит вахмистр и сообщает, что курфюрст жив. Вместо него убит один из офицеров, обменявшийся с курфюрстом лошадью. Сам Фридрих Вильгельм находится в данный момент в Берлине и приказывает отдать под суд того, кто хоть и добыл победу, но вместе с тем проявил непослушание, нарушив приказ и выступив раньше положенного срока. Он не хочет случайных побед и считает, что виновный достоин казни.
Принц прибывает в Берлин, где его арестовывают и отвозят в тюрьму обратно в Фербеллин. В темницу к принцу входит его друг граф фон Гогенцоллерн и сообщает, что суд приговорил его (Гомбурга – С.Б.) к смерти. Принца нисколько не тревожит это известие, поскольку он не верит, что курфюрст, с детства относившийся к нему как к сыну, позволит привести этот приговор в исполнение. Однако когда он (принц - С.Б.) узнает, что курфюрст уже подписал постановление суда, то лишается присутствия духа, Гогенцоллерн наводит принца на мысль, что, возможно, он нарушил какие-то планы Фридриха Вильгельма. Он предполагает, что недовольство курфюрста вызвано нежеланием принцессы Наталии, помолвленной с принцем Гомбургским, выйти замуж за шведского короля Карла, который ставит это условием подписания мирного договора. Гогенцоллерн советует принцу попросить заступничества у курфюрстины, ведь заботу о принце, как о собственном сыне, завещала ей его покойная мать. Принц покидает тюрьму под честное слово и отправляется к курфюрстине и Наталии. Курфюрстина говорит, что уже просила за него перед курфюрстом, но безрезультатно. Тогда Наталия, узнав о том, что, возможно, и сама повинна в недовольстве Фридриха Вильгельма, отправляется к дяде заступиться за принца Гомбургского. Курфюрстина же советует ему вооружиться мужеством.
Наталия (возлюбленная Гомбурга – С.Б.) идёт в кабинет к Фридриху Бранденбургскому, падает перед ним на колени и молит пощадить принца. Она описывает, в каком жалком состоянии пребывает некогда смелый воин принц Гомбургский, и говорит, что он не желает умирать и просит о пощаде. Курфюрст в замешательстве признается, что полагал, будто бы принц согласен с приговором суда и осознает свою вину. Ежели это не так, то он ни за что не решится пойти против мнения принца и пишет ему письмо, где говорит, что коли принц не одобряет приговора суда, то пусть напишет подтверждение этому и будет свободен.
Наталия берет послание курфюрста, благодарит его в слезах и соглашается собственноручно передать принцу конверт.
В комнату к принцессе, одновременно являющейся и шефом драгунского полка, входит офицер. Он передаёт пакет с прошением от всего её полка в защиту принца и просит, чтобы Наталия присоединила свою подпись к остальным. Принцесса охотно это делает. В дополнение к этому составляет от лица курфюрста приказ, предписывающий командующему её драгунами, полковнику Коттвицу, привести их из постоя в Арнштейне в Фербеллин, поближе к остальному войску, и пустить прошение по всем полкам, дабы увеличить количество подписей и сделать его более весомым.
После этого Наталия едет в тюрьму к принцу Гомбургскому с радостной вестью, что теперь его свобода — в его собственных руках. Принц внимательно перечитывает послание курфюрста и несколько раз пробует написать ответ. Однако в конце концов заявляет, что ценою препирательств пощада ему не нужна. Наталия целует его и признается, что такой ответ ей по сердцу. Она вызывает приехавшего с ней офицера и даёт ему окончательный приказ сообщить Коттвицу, что до ночи ждёт полк в Фербеллине.
На следующее утро курфюрст с удивлением обнаруживает на площади полк драгун под командованием Коттвица. который должен был расквартироваться в Арнштейне. В дополнение к этому до него доходят сведения, что в ратуше генералитетом Бранденбурга устроено собрание. Фельдмаршал говорит, что офицеры составляют прошение на имя курфюрста в пользу принца, в случае же, если он не смягчится, грозятся освободить принца силой.
Входят офицеры с прошением, и Коттвиц сообщает курфюрсту, удивлённому его присутствием в городе, что накануне получил приказ, подписанный Наталией и якобы составленный по велению князя Фридриха. Он клянётся, что принц ничего не знает об инициативе офицеров, а также сообщает, что он оправдывает и поддерживает поведение принца во время битвы.
Входит граф фон Гогенцоллерн и заявляет, что в поведении принца виноват сам курфюрст, поскольку в результате разыгранной по его инициативе ночной шутки на следующее утро принц был рассеян и прослушал половину приказа, продиктованного фельдмаршалом.
Курфюрст раздумывает над тем, что сказали ему его придворные. Между тем вводят принца Гомбургского, вызванного курфюрстом. Он говорит, что готов принять смерть за неповиновение, и просит исполнить его последнюю просьбу: не покупать мира со Швецией ценой руки принцессы. Курфюрст обещает исполнить его просьбу. Принца отводят обратно в тюрьму.
Далее принца выводят из тюрьмы на виду у придворных и курфюрста. Последний (курфюрст – С.Б.) пристально смотрит принцу вслед, затем берет смертный приговор и рвёт его.
Принц Гомбургский сидит в саду, как и в начале драмы, с повязкой на глазах. С него снимают повязку, и он видит, как курфюст сводит принцессу, держащую лавровый венок, с лестницы. Она возлагает на принца венок и надевает цепь. Принц падает без чувств. Его приводят в себя холостые пушечные выстрелы. Ему чудится, что это все ещё длится его сон.
***
Таким образом, суть дела в том, что принц, благодаря нарушившей приказ курфюрста инициативе которого шведы разгромлены, приговорен курфюрстом к смертной казни. Дело не в жестокости властителя, ничего подобного. В «Принце Гомбургском», последнем своем драматическом произведении, написанном в 1810 году, незадолго до самоубийства, Клейст делает то же самое, что делал всегда: он строит свое произведение на некоем казуистически редком парадоксальном случае, который позволяет ему заглянуть глубоко в природу власти или существования людей в обществе (в данном случае – первое), как геолог заглядывает внутрь земных недр сквозь трещину, образовавшуюся в результате землетрясения. (См. об этом текст о фильме «Михаэль Кольхаас» на нашем сайте).
Благодаря непослушанию Гомбурга Пруссия победила, но курфюрсту предстоит еще много войн, и он не хочет, чтобы поступок принца вдохновил военных на новые нарушения приказов.
Офицеры не принимают приговора курфюрста, Гомбург кажется им героем, каковым он, несомненно, является, в том числе и в глазах курфюрста. Однако сам Гомбург с приговором согласен. Он понимает, что категорический императив (я использую это понятие Канта не просто для удобства: великий философ был современником Клейста и несомненно повлиял на него) предполагает не максимальное личностное самовыражение, а, напротив, подчинение личности надличностному нравственному закону.* Узнав о том, что ему предстоит казнь, Гомбург приходит в отчаяние и всеми силами пытается сделать так, чтобы курфюрст отменил суровый приговор. В своих попытках спастись он доходит до унижения. Но необходимо учесть важнейший нюанс: униженные мольбы принца не означают, что он не согласен со справедливостью приговора! Он лишь надеется на милость, прощение, амнистию (Прошение об амнистии, собственно говоря, автоматически предполагает согласие с приговором: поэтому, что бы там ни говорили, Ходорковский, попросив амнистии, признал свою вину). Курфюрст сначала не понял этого, поскольку Гомбург передал ему свою просьбу через третье лицо. Он решил, что принц не согласен с приговором – а раз так (такова парадоксальная логика пьесы), он тут же отменяет его! Ведь до этого курфюрст был совершенно уверен, что воин, аристократ и вообще благородный человек Гомбург всецело признает, что заслужил смерти; а коль принц этого не признает, коль категорический императив означает для него приоритет личного геройства над государственным порядком, что ж, тут вопрос философский, курфюст не может с этим спорить, не может навязывать Гомбургу свое понимание императива… пусть живет себе… но он, курфюрст, в таком случае, разочарован, да, он разочарован в Гомбурге.
Поскольку курфюрст все же не до конца понимает мотивы принца, он пишет ему письмо с вопросом: «Так ты чего просишь, милости или отмены несправедливого, с твоей точки зрения, приговора?» Если, мол, первое, тогда ответ мой: нет тебе милости, умри. Если же второе, тогда гуляй, Вася (но имей в виду, ты для меня в таком случае именно Вася, а не благородный принц Фридрих Артур Гомбургский).
Припертый таким выбором к стенке, Гомбург выбирает согласие с приговором и смерть. Опять парадокс. Он мог как угодно унижаться, прося о пощаде. Это унижение не роняло его чести – в борьбе за жизнь еще не такое сделаешь. Но ответить, что он внутренне ропщет против закона, против Канта, против суровой правоты курфюрста – значит соврать. Аристократы не врут!
И таким образом, курфюрст, будучи последовательным, должен был бы (к удовлетворению Гомбурга) оставить смертный приговор в силе. Однако, уступая просьбам офицеров и их уверениям, что в будущем, «стой ты (т.е. курфюрст – С.Б.) на краю погибели, он (т.е. Гомбург – С.Б.) больше без команды теперь рукой не двинет для тебя» (перевод Б.Пастернака), курфюрст все же отменяет приговор.** Мне кажется, Клейст дал такой финал ради хэппи энда, не хватило у него воли закончить пьесу расстрелом Гомбурга, превратив ее тем самым из драмы в трагедию, в которой, как в пушкинском «Медном всаднике», государство и отдельный человек непримиримо и безысходно столкнулись бы рогами, как два барана на узком мосту.
Клейст, между прочим, допустил еще один компромисс. (Далее до конца абзаца можно пропустить, ибо я пускаюсь в чрезмерные тонкости). Дело в том, что в результате нарушения Гомбургом приказа победа над шведами вышла не настолько полной, какой могла бы быть, если бы все шло по плану курфюрста, у которого все было тщательно продумано. Бегство пруссаков, которое и побудило Гомбурга без спросу вылететь со своими драгунами из-за бугра, было ложным, шведов заманивали таким макаром в капкан. Выходит, категорический императив категорическим императивом, а все же Клейсту неохота было показывать курфюрста долбаком. Я считаю, это непринципиально со стороны драматурга. Если курфюрст наказывает Гомбурга отчасти за сам факт неподчинения, отчасти за срыв военной операции, это смазывает остроту поставленной Клейстом проблемы: «закон/порядок или личность?»
Читатель мог заметить, что некоторые места пересказа Сёминой я выделил голубым. Они касаются некоего тонкого аспекта пьесы. В начале пьесы курфюрст для хохмы пожаловал Гомбурга венком победителя. Венок этот так втемяшился в подсознание находившегося в сомнамбулическом трансе принца, что он и наяву не оставил мечты о лаврах победителя. Значит, курфюрст и правда отчасти виновен в том, что Гомбург, как черт из табакерки, преждевременно выскочил из-за бугра. Что же сие означает в высшем, метафорическом плане? Может быть, Клейст хотел сказать, что, по большому счету, монарх все-таки ждет от подданных любви к державе не как повиновения, а как свободного разворота их позитивных амбиций, талантов и инициатив?
Кто знает. Но как бы то ни было, эта пьеса и этот фильм (о котором мне нечего сказать, ибо он является всего лишь 82-минутным дайджестом могучей пятиактной драмы немецкого классика), - то и другое переносят нас во времена высокого аристократического патриотизма: автор вслед за своими персонажами is splitting a hair («расщепляет волос», т.е. вдается в тончайший и педантичнейший анализ), дабы установить: в чем подлинная мудрость и милость правителя? в чем истинная верность гражданина? может ли писаный кодекс рыцарской чести иногда отменить неписаный?
О Клейсте и принце Гомбургском достаточно. Переходим к адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову. Что там говорит о нем Википедия?
«21 июня 1941 года, после получения от наркома обороны предупреждения о возможном нападении фашистской Германии, нарком ВМФ Кузнецов в 23:50 приказал флотам и флотилиям немедленно перейти на оперативную готовность N1 с разрешением в случае нападения применять оружие. Флот не позволил застать себя врасплох и встретил удары авиации противника организованным огнем. На флотах в этот день не был потерян ни один корабль, ни один самолет морской авиации, не была взята с моря ни одна база». Действуя на свой страх и риск, Кузнецов «приступил к реализации довоенных планов использования сил флота в войне. 22-25 июня авиация и корабли ЧФ нанесли удары по Констанце, авиация КБФ по порту Мемель. 30 июня Кузнецов приказал уничтожить силами авиации ЧФ объекты нефтепромышленности в Плоешти». Ну и т.д.
До конца войны Сталин терпел Кузнецова. Но как только пушки отгремели, генералиссимус все припомнил непослушному адмиралу, нарушившему его приказ не отвечать на провокации Германии военными действиями. Кузнецов был под смешным предлогом лишен адмиральского звания, а затем, бог весть за что, подвергнут суду офицерской чести и едва избежал тюрьмы. Звание было возвращено ему лишь после смерти Сталина.
А вы говорите: благородный правитель (первый среди равных), правила офицерской чести, кодекс бусидо, слово джентльмена и что там еще. Эх, прошли крыловские времена…
* Сократ придерживался на проблему, поставленную Клейстом в "Принце Гомбургском", близких к Канту взглядов, хотя, конечно, не использовал понятия "категорический императив". Вот что пишет писатель и мыслитель Максим Кантор в своей статье "Правило прямой спины": "Сократ был уверен, что а) истина существует, в) истина - одна, их не множество, с) истину следует постулировать законодательно; причем этот нравственный закон выше таких понятий, как "личность", "свобода" или "страна". <....> Получив смертный приговор, Сократ прикладывает силы к тому, чтобы приговор привели в исполнение. Власти откладывают казнь и провоцируют побег; Сократ от предложенного побега отказывается, демонстрируя последовательность позиции. Согласно убеждениям Сократа, над обществом первенствует закон; закон не хорош и не дурен - он благ. Этот закон оказался в руках людей, развративших государство, но закон выше данного государства и выше данных людей. Если Сократ откажется закон выполнить, потому что закон применен неверно, он таким образом согласится с тем, что есть много истин, станет на позиции демократического плюрализма".
** Так академик Капица, прося Сталина выпустить Ландау из тюрьмы, ручался за Льва Давидовича, что тот не только больше никогда антисталинских листовок сочинять не будет, но выкинет все, кроме теорфизики, из своих ценных мозгов.
Марко Белоккьо
Смотреть фильм он-лайн
Автор С. Бакис
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|