Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА |
"Время, вперед!"
Дорогие посетители сайта! К сожалению, по техническим причинам мы не смогли предложить для просмотра вырезанные из фильма "Время, вперед!" фрагменты. Поэтому мы выкладываем фильм полностью, а выбор фрагмента оставляем на ваше усмотрение.
1-я серия
2-я серия
Титры фильма и вступительная документальная часть, Днепрогэс там, девки в поле, стахановцы в забое, Горький на трибуне, Маяковский в гробу и т.д., идут под сумасшедший ритм музыки Свиридова из его одноименной фильму оратории. Зрителя охватывает дрожь. И вот это, представляете, такой фильмец, что, стартовав с предельно, казалось бы, высокой ноты, он дальше поднимается еще вверх и верх, ни разу не сорвавшись и не давая дрожи прекратиться. Время, вперед! Эти страдники за побитие где-то там в другом конце СССР поставленного рекорда по кол-ву бетоно- замесов за смену, - они все форменные crazy, все до единого, от полуголых потных ребят со стальными бицепсами и лужеными глотками до культурненького такого с виду инженера Маргулиеса-Юрского в кепочке. Да что там, этот Маргулиес еще хуже псих, чем остальные, не смотрите, что тихонько так все подсчитывает в своей тетрадочке обслюнявленным химическим карандашиком, спокойно так приговаривая: «Ша, ша, без паники, это еще всё надо хорошенько обмозговать...»: тихие, они самые отчаянные, самые отъявленные crazy и бывают, куда хуже буйных. А вообще-то - черт знает: с одной стороны, шиз, по клинической картине и прогнозу, он серьезнее болен, чем буйный, а с другой - это же не просто буйные, а - буйные дикари, охваченные амоком готтентоты. Встречали когда-нибудь маниакального готтентота? Посмотрите на В. Кашпура - бригадира одной из двух соревнующихся бригад Ханумова: ему же только со Стенькой Разиным гулять с драной ноздрей. Посмотрите, как он в конце, когда его бригада победила, идет со знаменем – команч со скальпом побежденного врага! Ассоциация, кстати, не для красного словца, не просто в моей голове! Весь этот народ в другое время, предшествующее или позднейшее, имел бы совсем другие аватары. Например, парней-бетонщиков играют: Январев, Федорцов, Колушкин, Киреев. Кто это такие, что за братия? Александр Январев в фильмах про гражданскую войну играл бандитов, а в фильмах про нашу современность - уголовников. И остальные трое - того же разбора. Теперь же, значит, они бетонщики. А Мотя этот Маргулиес? Он бы в застойные 70-е днем просиживал штаны в своем проектном бюро, исподтишка решая кроссворды из «Огонька», а по ночам исподтишка (под одеялом то есть) слушал «Голос Америки». А эта девка забубенная косящая, Тамара Семина? Она бы в 19-м веке Катюша Маслова была, в борделе «служила». И что все это означает? Это означает, что советская власть в 30-е годы нашла для всех дело по плечу, чтоб дурью народ не маялся. А если кто-то скажет: «А замесы эти что, не дурь? Еще хуже дурь!», то я отвечу... отвечу. Во-первых, если уж называть замесы дурью, то они - лучше дурь, дурь более высокого класса, кроссворды что, тьфу, после них все равно ищешь, что делать, в то время как бетонозамесы позволяют выложиться по полной (ну, если уж быть абсолютно точным, то не совсем по полной: мы видим, как Федорцов, в вынужденной паузе между замесами, чтоб силушка даром не пропадала, бежит к турнику и начинает солнце крутить). Это - раз. А два - почему, собственно, замесы - дурь? Знаю-знаю, вы сейчас начнете про утопию у власти, зияющие высоты, архипелаг гулаг и т.д. Согласен, согласен. Но эти сумасшедшие, посмотрите на них - они же счастливы! Вы мне снова: «Мало ли, Павка Корчагин тоже был счастлив, потом слепоглухой лежал». Тут вы правы. Тут я провожу дискриминацию. Вот Павка Корчагин меня не увлекает, а эти ребята - да. Знаете почему? Те комсомольцы, что в крепчающий мороз 1918-го потянулись на расчистку узкоколейки, они угрюмые все были, остервенелые, без чувства юмора. А эти - какие они веселые, дружелюбные, как смешно шутят! Инна Гулая в скороходовской футболочке - она зубками сверкнет, полжизни отдать. А если еще, прищурившись, глянет на тебя и скажет одобрительно: «Ну ты жло-об!» - это уж всё, отпад. Секс? Секс! И что поделать, если я и сам втягиваюсь в это идиотское соревнование, болею за этих придурков (правда, сам не знаю, за какую бригаду.... за обе). И когда показывают инженера Налбандова в добротном дорогом костюме (Е.Копелян), холодного, равнодушного человека, которого, наверно, и глаз тайфуна не затянет, так он от всего осторонь, - что поделать, если он мне, ну, не симпатичен? Вы опять занудно за свое: вот этот инженер, он, на самом-то деле, и есть единственный нормальный в твоем любимом фильме, единственный, у кого мозги еще не отшибло. А я вам знаете что? (Только это немножко сложно - то, что я сейчас скажу). Я вас уверяю, этот инженер был очень плохой человек. С ним в разведку, без всяких шуток, не надо идти. А вот с Январевым, Федорцовым, Юрским, Куравлевым, со всеми, в общем, этими оглашенными - с ними можно. Интересно, да? Копелян в фильме почти единственный - ну есть там еще парочка таких же, - кто всё понимает, кто и с т о р и ч е с к и п р а в . И в то же время этот Копелян - гад. А те, которые ни черта не понимают – они замечательные люди. Это что же, постойте, выходит? Время – вперед, и куда же оно, в конечном счете, вперед? В сторону исторической интуиции гада? Странно, странно. Без поллитры не разберешься. Из-за того, что мы сейчас никак не выпутаемся из этой дьявольской диалектики - да, именно из-за этого, - мы и не можем благополучно перейти от социализма к капитализму. В последних кадрах картины два друга и подруга: Гулая, Юрский, Куравлев, - идут ночью вдоль циклопическского фронтона Магнитки. Фронтон тут и там освещается вспышками сварки. "Грудой дел, суматохой явлений день отошел..." Трое идут спокойно, расслабленно, изредка перебрасываясь словами. Идут, смотрят на свою стройку, о чем-то, может, мечтают. Поверьте, в их головах хорошие, почти святые мечты. Хотя история впоследствии справедливо рассудит, что этим мечтам ни в коем случае нельзя позволить сбыться.
Может быть, Январев с Федорцовым – кулачьи дети, весьма возможно. Наверное, они подались на Урал, чтоб на казенный кошт не податься в Сибирь. Говорят, травматизм на Магнитке достигал 15% - где хоть один травмированный? Трусливый бюрократ Семечкин (В.Сергачев) наверняка еще и стукач, и вообще, почему в панораме лиц фильма мы не видим энкаведешника? И вообще, вся эта лихорадка с рекордом наверняка инспирирована парткомом cum местная Лубянка: знаем, знаем мы этих стахановцев! И вообще, было это в реальности хоть наполовину так, как показал Швейцер? Ну что сказать? Так, как Швейцер показал – было. Пусть он и вынул всё это из головы, как хармсовский математик вынул из головы шар. Но Швейцер не так, не так вынул из головы «Время, вперед!», как Пырьев вынул из головы «Кубанских казаков». Туфта и мечта – не одно и то же! Замечательный фильм, замечательное воспоминание о времени, которого, скорее всего, никогда не было. А сделали этот фильм два человека, муж и жена, из породы самых лучших, самых светлых советских людей, которых власть советская породила: породы московских евреев, которые родились так, чтобы угодить на войну восемнадцатилетними-двадцатилетними и погибнуть на ней или выжить, и потом ратовать за социализм с человеческим лицом в 60-е, и потом еще помитинговать за капитализм с человеческим лицом в Перестройку, а потом тихо вымирать при капитализме без человеческого лица:
![]() ![]() Михаил Абрамович Швейцер Софья Абрамовна Милькина
(1920 - 2000) (1922 -1997)
Автор С. Бакис
![]() | |
Просмотров: 2214 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |