Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО |
"Золушка"
Было у меня в детстве несколько драгоценностей. Одинокая запонка с круглым бордовым камешком. Крошечный пульверизатор, который плевался одеколоном. Гранёная пробочка от духов. Три бусинки – красная, зелёная и жёлтая. Маленькая, как мизинец, куколка-пеленашка, подаренная няней. Стеклянная коробочка с мелко наколотыми разноцветными стёклышками. И кинофильм «Золушка».
Куколку у меня подлым обманом выдурила троюродная сестра. Бусинки закатились под шкаф и никогда уже не нашлись. Запонку и пульверизатор у меня украли в школе, второго сентября, когда я училась в первом классе. Стеклянную коробочку взяла у меня посмотреть взрослая девчонка во дворе. Раскружилась – и с криком «Салют!» запустила её в каменную стену соседнего дома. Куда делась пробочка от духов – не помню.
Остался только фильм.
Помню, как мы сидим на утреннем сеансе с соседом моим, дядей Евсеем – в нашем махоньком, почти игрушечном кинотеатрике. У меня в руках кулёк – арахис в сахаре. Такие конфеты я не люблю, но смиренно жую их: в кино положено есть конфеты. Я завидую мальчишкам, которые сидят в первом ряду. (Ещё много лет я буду уверена, что билеты в первом ряду – самые дорогие и нам не по карману).
Мальчишки свистят. Гаснет свет. На белом экране появляются червяки, микробы и звёзды. Ёрзает, умащиваясь, давно знакомая музыка. «Дразнят Золушкой меня…»
Я знаю не только эту мелодию – я знаю слова всех песен. Знаю, кто вот-вот появится на экране и что он скажет. Я не помню, сколько раз уже видела этот фильм. Пять? Десять?
И вот что удивительно: всё знаю, всё помню. И вдруг откуда-то возникают флажки на башнях. В прошлый раз их не было. И этого большого очага, этого огромного чайника – тоже не было…
Через несколько лет появится телевизор. Появится моя, отдельная, комнатная Золушка. И каждый раз, каждый раз что-нибудь будет прибавляться. Шляпа Марьяны. «Десять знаков внимания»…
Сначала больше всех будет нравиться Золушка. И меньше – Принц. Потом очарует Принц, его припухшие подбровья, высокие странные ноги – а Золушка покажется не такой уж красивой. Потом Золушка снова понравится. Потом я начну ждать появления мачехи и её дочерей. Потом всех затмит Король. Потом я полюблю их не поодиночке – а именно всех вместе. Полюблю то, как они выглядят рядом друг с другом, как освещают, оттеняют друг друга. Полюблю свет, который так и наливается между Золушкой и мальчиком-пажем. Полюблю гладкую музыкальную тишину, заполняющую пространство между Золушкой и Принцем.
Можно продолжать эту цепочку: Золушка и Мачеха, Золушка и Король, Золушка и па-де-Труа…
Я взрослею. Лица становятся всё интереснее, слова – всё остроумнее, интонации – всё обаятельнее, всё тоньше. Мне начинает нравиться то, что смущало прежде. Ну, например – откровенная искусственность декораций. Или музыка Спадавеккиа.
В конце концов я прихожу к выводу, что ни в одном фильме из тех, что я видела, авторам не удалось создать настолько сказочную атмосферу. «Золушка» переполнена ею. Она поёт, она блестит, она мерцает. И всё это сделано такими минимальными средствами!
А, может, именно минимальность средств помогла добиться такого блистательного результата? Это не такое уж редкое явление, о нём много говорено.
В моём кругу говорили чаще не о кино – о живописи, о скульптуре. Да я и по себе знаю: иногда бьёшься, бьёшься, сооружаешь что-то сложное, изысканное. А оно сопротивляется, не даётся. Устаёшь, теряешь силы, теряешь веру в себя. И вдруг возникает невесть откуда какое-нибудь простое, совершенно посильное тебе решение. Всё вдруг начинает складываться одно к одному! Сплошное везение! Вдруг появляется в магазине нужная краска. На улице встречаешь мальчика с таким именно лицом, какое нужно для картины.
Такое вот чудесное везение для меня – и для многих моих знакомых – признак верного пути, сигнал, предвещающий удачу.
Мне кажется, фильм «Золушка» – именно такой случай. Как-то не верится, что можно было искать исполнительницу главной роли, выбирать из многих кандидатур. Можно было только увидеть и сказать: «Вот она, Золушка!». А потом оглянуться и прибавить: «А вот Принц! Вот мачеха!». И надо же, чтобы все они – знаменитые, обожаемые – были в этот момент свободны, здоровы! И вообще – жили одновременно, причём – в одной стране…
И ещё костюмы Акимова! Если бы могла, я бы сейчас провела розыски – посмотрела бы, с каких картин он их брал. Что-то такое видела у Клуэ, у Веронезе…
Но прежде всего, конечно же, конечно же – Янина Жеймо. Этот выбор был как бы камертоном вкуса. Сказочно, прелестно – и никакой сусальности. Она ведь, в сущности, некрасива. Но как эта некрасивость ослепительна, как уместна!
Золушка-Жеймо – хорошая. И это самое главное, самое удивительное её качество. В ней нет ничего изысканного, ничего утончённого. Это крепенькая коренастая девочка, с широкой косточкой. А как же иначе? Как выдержало бы такой непосильный труд эфирное создание? До чего уместным оказалось здесь это тренированное тельце! Эти ловкие неизящные движения!
И вот тут пора рассказать о моём любимом эпизоде. Первое появление Золушки во дворце, сцена на лестнице. Ах, какая лестница! До чего нарядная, сколько воздуха над ней! Как точно выбраны пропорции пространства и фигур! Как празднично, как светло дышится на этой лестнице! Сколько забавных композиций походя создают эти две фигурки – светлая и тёмная!
Золушка замечает, что у Короля порван воротник. И вот тут – первый мой любимый жест: рука Золушки, которая привычно тянется к поясу за иголкой. Затем – испуг: платье-то – другое! И вот – какая радость! – иголка оказывается на месте…
Затем Золушка шьёт. Неусидчивый Король дёргается, пересаживается с места на место. Наконец, работа сделана. Король изумлён. «Да у вас…– восклицает он и делает паузу, – золотые руки!».
Посмотрите на Золушку в этой паузе. Начинается второй – и самый любимый мой «фрагментик». В сущности – одно движение. Не привыкшая к похвалам Золушка смотрит на свои руки. Сколько тут всего! И удивление. И неловкость. И достоинство. Золушка благодарна своим рукам. Широкие, сильные ручки. До чего милые!
Многие писали о том, что 38-летняя Янина Жеймо в фильме выглядит семнадцатилетней девочкой. Не знаю… Я и в раннем детстве видела, что Золушка гораздо взрослее своих лет. Что лицо-то у неё детское, но где-то поглубже этого лица, этих золотистых локончиков – стоит что-то непростое, усталое, исплаканное. «Но ведь это, – думала я, – так понятно! А как ещё может выглядеть девочка, которая надрывается с утра до глубокой ночи? Которую целый день ругают, обижают, за которую родной отец не решается заступиться. А главное – ведь у неё умерла мама! Но ничего… Скоро она переедет во дворец, где её все будут любить – и там она…»
Посмотрите: наивные, восхищённые глаза Жеймо нечётки, как акварель, они будто растеклись, размазались от только что просохших слёз. И в личике её таится что-то… застиранное, заношенное… Так мила нам бывает старая скатёрка, которую мы синим, и крахмалим, и утюжим до мраморной гладкости.
Видно, видно, что Жеймо не семнадцать! И совсем недавно пережитая драма оставила на ней свой явный след. Но, Господи, как это всё здесь необходимо, как точно, как замечательно!
Фильм «Золушка»… Почему он всегда казался мне… маленьким – как моя стеклянная коробочка, как мой пульверизатор? Чем-то, что умещается в кармане, в варежке, в кулачке?
Что в нём так важно для меня до сих пор? Чему он меня научил? Ценить достоинство скромного замысла?
В киевском музее западного и восточного искусства, над парадной лестницей висят огромные, нарядные картины итальянцев 16-18 веков. Школа Караваджо, школа Тициана. Большая, яркая картина Тьеполо. Очень красивое, грандиозное полотно Джордано. Но когда я приходила туда – я спешила к полотну Франческо Гварди. Пейзаж размером с тетрадный листик. Вполне возможно, эскиз – или фрагмент испорченной картины.
Старая облупленная стена, тёмно-зелёная вода. Крошечная фигурка гондольера, набросанная какими-нибудь десятью мазками.
Стоишь – и ничего больше не надо, ничего больше не хочется.
Автор Инна ЛЕСОВАЯ
Примечание: На сайте bakino.at.ua Инна Лесовая опубликовала также рецензии на фильмы «Не горюй!», «Приходите завтра», «Веселые ребята» | |
Просмотров: 2119
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |