Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 24.04.2024, 07:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Павел АРСЕНОВ

«С любимыми не расставайтесь»

«С любимыми не расставайтесь». Режиссер Павел Арсенов. Сценарий Александра Володина. Киностудия им. Горького.  1979.

«Еще один год». Режиссер Оксана Бычкова. Сценаристы Наталья Мещанинова и Любовь Мульменко. По мотивам  пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». 2014

 

 

«Еще один год» и «С любимыми не расставайтесь» - картины настолько непохожие, что, если бы в титрах первой не было указано: «по мотивам пьесы Володина», ассоциации со второй могли бы и не прийти мне в голову или проскользнуть по периферии сознания. И все же первоисточник у  фильмов общий. Говорят, что, освоив иностранный язык, начинаешь лучше понимать родной.  Это относится не только к языкам: сущность любой вещи лучше раскрывается в контрасте. Мне показалось интересным сравнить фильмы Арсенова и Бычковой, для того чтобы лучше понять то особенное, что есть в каждом из них и вне сравнения могло бы остаться незамеченным.

1. 

Досмотрев «С любимыми не расставайтесь», мы так и не узнаём, кем работают его симпатичные герои: социальные параметры несущественны, фильм всецело сосредоточен на  причудах и странностях человеческого сердца. Конкретнее, он о странностях поведения мужей и жен, которые решили расстаться не потому, что любви нет, а вопреки тому, что она есть. Я употребил множественное число («мужей и жен»),  потому что фильм начинается с длинного эпизода в суде, где перед  жрицей закона одна за другой предстают супружеские пары, не схожие ни в чем, кроме того,  что цель их появления в этом печальном место противоречит  их действительным чувствам.  Вот Митя и Катя. Он подозревает,  что она ему изменила, она,  вероятно, не изменяла, но не желает ничего доказывать ни ему, ни суду, потому что такое подозрение для нее оскорбительно. Они любят друг друга – и тем не менее оба согласны на развод. Детей они еще не успели завести, так что получают то, за чем пришли, без юридических проволочек.  «Послеразводные» отношения Мити и Кати, которых играют Александр Абдулов и Ирина Алферова, будут прослежены в фильме подробно, но с самого начала задан этот вектор странности, почти абсурдности, которого герои фильма будут держаться тем точней,  чем больше будут метаться в разные стороны. Фильм, в общем,  бессюжетный –  это цепь почти смешных, а по существу катастрофичных положений, когда любящие друг друга люди поступают против себя, против своего сердца. Почему они так поступают? Отчасти из гордости: каждый ждет, чтобы первый шаг к примирению сделал другой. Отчасти из молодого легкомыслия: каждый не верит, что это всерьез, что, отталкивая другого, он или она действительно отталкивает, что таким образом они расширяют пропасть. Любовь заставляет их разрушать любовь: звучит как парадокс, но это нередкий механизм разлуки горячо любящих. Когда топка не слишком раскочегарена, притормозить поезд нетрудно; точно так же легче помириться  тем, чьи чувства не слишком горячи. (Не потому ли браки по расчету прочнее браков по любви?) Володин как будто не назидателен, он просто показывает, как любовный поезд летит под откос.  Правда, название фильма звучит как заповедь, но и тут  поучительность снимается тем, что  «с любимыми не расставайтесь» - не собственные слова Володина, а строчка из знаменитого стихотворения Кочеткова. Однако зачищенность сценария от всего сколько-нибудь несущественного для выраженного в названии послания, так что действие происходит как бы в вакууме, а также парадоксальность чувств и поступков героев  - это черты притчи, которая по самой природе своей назидательна. Фильм Арсенова не очень удачен как раз потому, что режиссер, не учитывая притчевости сценария, стремится погрузить героев в «обычную жизнь», и в результате между содержанием и формой картины возникает разнобой.  Элем Климов, на  двенадцать лет раньше поставивший, также по Володину, печальную и ехидную комедию «Похождения зубного врача»,  «попал» в стиль этого автора точнее благодаря тому, что сделал весь антураж  фильма стилизованным. Конечно, Климову угадать было легче, потому что жанр  соответствующего сценария был выражен более отчетливо: там притча не скрывала себя и приближалась к сказке. Но, в сущности, мир всех произведений Володина, будь то «Пять вечеров», «Назначение», «Старшая сестра» и даже «Осенний марафон»,  балансирует на грани реальности и притчи или сказки. Другое дело, что грань очень тонка, и легко соскользнуть в ту или другую сторону. Постановка «Пяти вечеров» в БДТ пришлась Володину по душе, потому что Товстоногову удалось удержаться на этой грани, а спектакль в режиссуре Ефремова ему не понравился: крен в направлении сказки был в нем слишком выражен.  Странно, что именно Павел Арсенов, режиссер со вкусом к условности и стилизации – ведь это он поставил «Короля-оленя», очаровательный фильм в духе  комедии дель арте,  - в данном случае оказался нечувствительным к  особенностям володинского стиля. 

2.

Героев фильма «Еще один год» звать Егор и Женя. Если профессий Мити и Кати мы так и не узнали, то  фильм Бычковой не оставляет насчет рода занятий Егора и Кати никаких неясностей. В начальных кадрах мы видим Егора за баранкой: он «бомбила», таксист без лицензии, и вкалывает по ночам. А вот и Женя на рабочем месте: она компьютерный дизайнер, служит в газете или каком-то раскрученном интернет-офисе. Социально-профессиональное неравенство героев для фильма существенно. Отношения между молодыми супругами дали трещину на почве ревности, но Егор приревновал Катю не столько к какому-то конкретному мужчине, сколько ко всем мужчинам ее круга, к ее «высоколобому» окружению. Он не может избавиться от чувства неполноценности, слушая, как Женя болтает о чем-то не вполне ему понятном по айфону, не может подавить раздражения, наблюдая, с какой отвязностью она отплясывает на корпоративной новогодней вечеринке; провинциал, поселившийся в Москве не так уж давно, он невольно усматривает в Жениной свободе сексуальную нескромность. Женя страстно любит Егора – они не говорят о чувствах, но сила этих чувств проявляется в продолжительных и многочисленных постельных сценах. Ради любви к Егору она, пусть с некоторым естественным сожалением, готова пожертвовать тусовками. Но беда в том, что Егор преувеличивает меру жертвенности, ему кажется, что Женя из-за него несчастна, что он камень у нее на шее. Органического ревнивца нельзя убедить верностью: недостаток ее выводит его из себя, норма не удовлетворяет, а избыток заставляет подозревать притворство. Социальная ревность Егора неистребима, тем более что, пусть Женя завязала с тусовками, но на работу-то она все равно каждое утро отправляется. Женя просто не знает, что ей делать, она в тупике, это прорывается в приступах раздражения-отчаяния, которые Егор  понимает как раздражение-обиду, обиду человека, которому он, Егор, заслонил свет, не дает жить так, как этому человеку хочется.  Замкнутый круг.  Развод происходит ближе к концу фильма, а прежде мы следим, как трещина разрастается, углубляется. Важное различие между сравниваемыми фильмами в том, что размолвка между Женей и Егором не пустячна и не абсурдна, она определена их положением в обществе. Фильм Бычковой назван «Еще один год», а не «С любимыми не расставайтесь», потому что он сосредоточен не на парадоксах человеческих сердец, или не исключительно на них. «Еще один год» - это значит: вся, всякая жизнь, вместившаяся в этот год, не только любовь, ревность и семейный разлад, но и работа, друзья, тусовки и само легкое, неощутимое движение времени. «Еще один год» - что угодно, но не притча, не фильм, происходящий в вакууме. С другой стороны, это и не фильм изощренного мастерства, как «Июльский дождь» Хуциева, картина как будто на близкую тему. И вообще это не выдающийся, совсем не «гениальный» фильм – но  в том-то и дело, что непринужденная, беглая простота и легкость, с которой в нем изображена жизнь, ценнее гениальности, которая всегда исключение, а тут обычный фильм, и неожиданная свежесть этой обычности, возможно, знаменует отход русского кино от чернухи и проклюнувшийся аппетит к бытийности, интерес к нормальному существованию нормальных людей.                                        

3.
 Итак, "С любимыми не расставайтесь» - фильм-притча, «Еще один год» - фильм-зеркало, а назначение зеркала, в отличие от картины и даже фотографии – не означать, а качественно отражать.  Достоверность показа жизни для этого фильма важнее, чем какие-либо послания по поводу жизни. Ну что ж, бывают разные фильмы и разные жанры, пожмете вы плечами. Это так, и вместе с тем решительный отказ авторов фильма Натальи Мещаниновой, Любови Мульменко и Оксаны Бычковой от учительства, присущего пьесе Володина, кажется мне знаменательным.   Мещаниновой 32 года, Мульменко 29, Бычковой 42. Это молодые люди, а молодым не до поучений, им самим еще надо учиться и многое понять, а для этого надо жадно и пристально вглядываться в жизнь.

Кроме того, я скажу сейчас нечто спорное. Я очень люблю Володина, и его назидательность – самый переносимый, нескучный и ненавязчивый вид назидательности, который только можно вообразить. И все же – это совок, которому непременно надо было что-то вкручивать народу в мозги. Еще раз: Володин не виноват, он просто жил и писал в предложенных обстоятельствах. И тем не менее, без поучений оно как-то веселей.

Далее. Арсенов хороший режиссер, но, если чуть вдуматься, его фильм невыносимо лжив. Ложь состоит в том, что Катю и Женю, самых обыкновенных, как бы выхваченных наугад в зале суда ребят, играют умопомрачительно красивые и всесоюзно знаменитые Абдулов и Алферова. Оставшись разведенкой, Катя томится, спасаясь от женского одиночества, она едет в какой-то занюханный дом отдыха "для тех, кому за тридцать", хотя ей еще не тридцать, и такой Кате, как Ирина Алферова, не надо ездить ни в какой дом отдыха, ей достаточно выйти на улицу, чтобы к ней тут же прилип самый завидный мужик.  Но вот мы должны верить, что Абдулов – обыкновенный советский паренек, а Алферова – простая советская девушка. Эта вера – часть сплошной паутины условностей, в которой мы жили при советском застое. (Я говорю именно о застое, потому что при Сталине имели место просто огромный страх и огромная ложь, которые в некотором смысле были менее противны, ибо они навязывались, в то время как система условностей, о которой я говорю, принималась добровольно и с удовольствием). Вот какие артисты играют в фильме Арсенова других простых мужчин и женщин, ждущих своей очереди на развод: Сергей Никоненко, Клара Лучко, Александр Пороховщиков, Екатерина Васильева,  Лариса Лужина, Георгий Епифанцев, Юрий Назаров. Одни звезды, ни одного незнакомого лица! Судью играет холодно красивая, как Снежная Королева, Руфина Нифонтова.  Простых людей во всяких изображенных в фильме коммунальных квартирах, домах и дом-отдыхах играют Евгений Евстигнеев, Вера Орлова, Леонид Куравлев, Валерий Носик – тоже знаменитые или, во всяком случае, примелькавшиеся зрителям исполнители. Почему у Арсенова такая  тщательная избирательность, такая боязнь лиц, менее узнаваемых как актеры, но более узнаваемых как обыкновенные люди? Таков был мир застоя: в него допускался минимум нового, даже предполагаемо свежее, чтобы не вызвать ни у кого аллергии на новую пищу, изготовлялось из  отрыжек. Привычные артисты играли молодых до явного одряхления. Привычные Львов и Рига играли заграницу. Райкин привычно играл бюрократов.  Заезжие лекторы привычно играли в провинциальных домах политпросвета разоблачителей государственных тайн.  Так десятилетиями. Советские фильмы имели четкую квадратную оптику, хороший звук, сюжетно в них все было понятно. В современных русских фильмах изображение небрежное,  звук синхронный, так что мне приходится пользоваться наушниками,  сюжет непонятный, артисты неизвестные (думаю, не только мне).  Но слушайте, я уже, считай, старик, у меня слабые слух, зрение и соображение. Несомненно, молодые воспринимают все это легче. Несомненно, замечательные советские фильмы кажутся им тягомотными, ненатуральными и зализанными. Роль Егора в фильме Бычковой играет Алексей Филимонов – слышали раньше это имя? Женю играет Надежда Лумпова – про нее вы точно не слышали, это дебют. Что в этом плохого? «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Возможно, это двое и не станут звездами: в современном русском кино все звезды, или нет ни одной. А все до одного советские фильмы теледикторы в объявлениях перед показом называют культовыми (не культовскими, не путайте!) Но это еще надо разобраться, которые культовские, которые культовые, а которые просто дерьмо. Да, режиссер Оксана Бычкова, возможно, не зажгла актерских звезд, но она в этом фильме определенно зажигает, то есть жжот. При всей внешней скромности фильма. В этом смысле он похож на его героиню: Женя с виду маленькая, а в постельных сценах у нее большая грудь и страсть еще та. Советую обратить внимание. В смысле, на грудь. И на фильм.            

Павел Арсенов (1936-1999)

 

Любовь Мульменко, Оксана Бычкова, Наталья Мещанинова

 

Александр Володин (1919-2001)

 

Смотреть фильмы он-лайн:

"С любимыми на расставайтесь"


 

"Еще один год" 

 

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 

 

Категория: Павел АРСЕНОВ | Добавил: ovechka (12.11.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: