Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Питер БОГДАНОВИЧ |
Сценарий Питера Богдановича и Элвина Сарджента по роману Джо Дэвида Брауна «Эдди Прэй». США. 1973.
Вспоминаю детско-подростковое книгоглотство и киноманство. Читая книги «про шпионов», страстно хотел, чтобы шпиона не поймали. Может, уже тогда был антисоветчиком? Впрочем, смотря фильмы про шпионов, такого желания почему-то не испытывал. Конечно, зачитывался Жюль Верном и Дефо, причем грело душу следить, как оказавшиеся на необитаемом острове люди потихоньку улучшают свои жилищные условия, обзаводятся барахлишком: вот уже у них сухая, хорошо изолированная пещера, пошили из шкуры заарканенного кугуара теплые одеяла, изобретательный инженер отлил из говна пули и т.д. Мне нравились фильмы с подробным показом сближения прежде незнакомых или недружелюбных друг другу людей, такие как «Сорок первый», «Баллада о солдате», «На окраине Парижа» Рене Клера, японский фильм «Человек-рикша», «Последний дюйм» Вульфовича и Курихина. Кино так, что ли, устроено, что очень часто такое сближение происходит в пути-дороге: в таком случае мы имеем дело с так называемым road movie (дорожный фильм). И совсем уж я обожал такие road movies, в которых на фоне всяких приключений сближались не кто-нибудь, а ребенок и взрослый. Наверное, мне легче было отождествлять себя с детьми. Например, меня до глубины души потрясла и растрогала итальянская картина «Человек в коротких штанишках» (реж.Глауко Пеллегрини) о мальчике, идущем через Италию в поисках мамы и по пути встречающем всяких хороших и плохих людей.
Став взрослым, я, как потерянного рая, искал повторения тех детских упоений. Пытался перечитывать те книги, пересматривать те фильмы. Увы, нельзя два раза войти в одну и ту же реку. «Истина проста: никогда не возвращайтесь в старые места». Нужны были новые книги и фильмы – новые, но такие же. Да где их найдешь? К тому же я изменился в худшую сторону. Меня уже, наверное, не может согреть наблюдение за тем, как другие люди обзаводятся добром: что мне до этого?
Но все-таки иногда рай возвращался. Сравнительно недавно я посмотрел и полюбил два road movie: «Коктебель» (о нем, может быть, еще напишу) и вот эта самая «Бумажная луна».
Время действия - 30-е годы. Фильм начинается с того, что хоронят проститутку. На похоронах, среди немногочисленных прочих, оказывается один из дружков покойной, мужчина среднего возраста по имени Моуз Прэй. Непонятно, каким ветром его сюда занесло, человек Моуз совсем не сентиментальный. Но все решают, что, видно, он и есть отец девятилетней Эдди, дочери умершей проститутки, которая вот тут же с сухими глазами стоит у гроба. Моуз сие решительно отрицает (и будет с неизбывной решительностью отрицать до самого конца фильма), но какой мужчина подтвердит свое отцовство, если есть хоть малейшая лазейка? «Я не имею к этой девочке никакого отношения, и вообще, я прямо сейчас уезжаю... уезжаю в Канзас!» Ах, в Канзас! Как удачно! Ведь в Канзасе живет тетушка бедняжки Эдди! Не сделаете ли доброе дело, мистер Как-Вас-Там? Моуз человек не очень чтобы добрый, но и не очень злой; отвезти Эдди он кое-как соглашается... но не как папаша, имейте в виду, просто как добрый самаритянин!
И вот начинается довольно длинное, длиной в 102 минуты, путешествие. Очень быстро взрослый и ребенок узнают друг о друге все самое существенное. Эдди догадывается, что Моуз – con-man, жулик на доверии, каковым ремеслом и зарабатывает на жизнь. Конкретнее, вычитав из газеты, что там-то скончался такой-то, он является к свежеиспеченной вдове и предъявляет ей роскошную Библию, которую покойный незадолго до смерти якобы заказал в Библейском Обществе, которого он, Моуз, является разъездным представителем. Обычно у вдовы хватает сентиментальности, чтобы растроганно купить дорогущий волюм, или не хватет духу, чтобы этого не сделать. Со своей стороны, Моуз убеждается, что Эдди – тот еще фрукт: несмотря на свои девять лет, она крайне наблюдательна, скупа и несговорчива. Два последних качества проявляются в том, что она никак не желает разжаться на 200 долларов, доставшиеся ей в наследство от мамы. А ведь он, Моуз, просит Эдди не отдать ему матушкины сбережения, а всего лишь одолжить их, деньги необходимы ему для закупки новых Библий и еще некоторых, гм, коммерческих операций. Столь ранние прагматизм и недоверчивость неприятно поражают Моуза... тем более что он как добрый самаритянин согласился отвезти девчонку к тетушке.
Вдруг обнаруживается, что Эдди может, взглянув на вдову, безошибочно определить, на какую максимальную сумму та способна раскошелиться. Опять, подобная недетская проницательность шокирует Моуза ... но что поделать, для его бизнеса этот рентгеновский талант может очень даже пригодиться.
Короче говоря, в ходе путешествия Моуз обнаруживает в Эдди столько отвратительных... поразительных качеств, что он решает повременить с передачей ребенка тетушке. Весь остальной фильм – странствия этой парочки по городам и весям пораженного депрессией Канзаса; вереница мошенничеств и афер; опасности, которых едва удается избежать (Эдди, чертовка Эдди!); ссоры и примирения; вражда и сближение. Эдди, как обнаруживается (скорее зрителем, чем Моузом, которому не до таких нюансов), не только высококлассная счетная машинка и миниатюрный гигант прикладной психологии, но и вполне себе маленькая женщина, с кокетством, бзиками, ревностью, всеми делами. Ревностью к кому? Неужели так трудно догадаться... А он, этот Моуз, заводит в каждом городке по девке. Это бесит Эдди, но до поры до времени она сдерживается: в конце концов, у кобеля свои потребности. Но когда у него начинается бурный роман с Трикси Дилайт (что значит по-английски восторг)... Моуз воображает, что небеса подарили ему настоящую леди, а Эдди наметанным глазом сразу определяет, что эта Восторг – обыкновенная дешевая шлюха. Ладно бы, но ведь дурак готов потратить на нее последний бакс. Накопления, хранимые казначеем Эдди в специальной шкатулочке (которую она для верности держит в дороге под попой), стремительно тают. А ведь они добыты таким трудом и хитростью, с таким риском. А главное, кем добыты? Одним Моузом? Нет, и ею, Эдди, тоже... может быть, Эдди даже больше, чем Моузом. И она будет спокойно смотреть, как ее денежки летят этой кошке под хвост? Ну уж нет!
И тут следует фильм в фильме: сложнейшая и хитроумнейшая операция по отлучению Моуза от большой задницы Трикси. Не буду пересказывать, это надо смотреть!
И надо смотреть, как играет Эдди Татум О'Нил, дочь Райана О'Нила, играющего Моуза. Впервые в истории американского кино 10-летняя девочка получила Оскар за лучшую женскую роль (одной из ее конкуренток была звезда Мэделин Кан, сыгравшая Трикси). Татум выросла и сыграла немало ролей, но Оскара больше никогда не получила. (Не напоминает ли это вам кого-то? Да, Лена Проклова, лучшая киноактриса 65-го года. Роль четвероклассницы Тани Нечаевой в фильме «Звонят, откройте дверь»).
Но "Бумажная луна» не просто бенефис трех актеров. Что говорить, играют они замечательно, но не хуже их играет каждая вдовушка, каждый возникший на одно мгновение прохожий в городе или городке, становящемся объектом очередной махинации Моуза и Эдди, сами эти меланхолические городки, дешевые гостиницы и мотели, балаганы посреди голой прерии, плоские черно-белые просторы Канзаса (оператор Ласло Ковач). Играет в фильме и играет на фильм музыка, которой он полон: jazz, and folk songs, and pop songs of the 30’s.
Say, its only a paper moon Говоришь, это всего лишь бумажная луна, Питер Богданович, film archives rat (киноархивная крыса), обожавший довоенное кино, снял не только фильм о 30-х годах, но употребил все свои крысиные силы, чтобы сделать картину в духе, в безупречно и любовно выдержанном стиле 30-х – прекрасное ретро, исполненное юмора, нежности и печали. Конечно, у американцев, которые смотрят «Бумажную луну» сейчас, больше притягивающих к фильму, затягивающих в него резиночек. Oни несравнимо лучше, чем мы, знают фильмы и жизнь, предшествовавшие картине. K тому же они знают и много такого, что за картиной последовало: знают, например, как Татум О'Нил отдалилась от отца Райана, и какая в том была его вина, и какая ее, и как они жили-грешили потом поодиночке, и как в 2011 году Опра Уинфри наконец помирила их на (мокрых) глазах миллионов телезрителей своего шоу. Все это далеко не посторонние по отношению к фильму моменты: ностальгия дело тонкое, она столько же в кадрах, сколько в головах, и всякая всячина годится в ее котел. Но странное дело: не знаем мы ни про до, ни про после, и вообще в мериканской жизни ни бум-бум, а все близко, все узнаваемо. То ли жизнь всюду, в сущности, одинакова, то ли таково уж свойство искусства – делать чужое родным и заставлять «всё, что было не со мной, помнить». Питер Богданович Татум О'Нил с «Оскаром»... И без «Оскара»
Ella Fitzgerald - It's Only A Paper Moon Внимание! Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу" можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и "Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"!
Автор С. Бакис
| ||||
Просмотров: 1890 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |