Выпуск телевизионной программы «Наблюдатель» от 16 декабря 2014. Ведущая Фекла Толстая. Участники: Ольга Седакова, Ксения Голубович, Александр Михайловский. Телеканал «Культура».
Это очень хорошая передача о Владимире Вениаминовиче Бибихине, выдающемся человеке, оригинальном философе и переводчике Хайдеггера, Витгенштейна, Сартра, Дерриды, Григория Паламы, Ханны Арендт и других мыслителей. Бибихин родился 29 августа 1938, скончался 12 декабря 2004. Передача была посвящена десятилетию его смерти. Очень хорошая, повторяю, передача, нетипичная для сегодняшнего русского ТВ. И она была бы еще лучше, если бы на телеэкране были трое, а не четверо. Только Седакова, Голубович и Михайловский. А ведущей чтобы не было. Или чтобы она молчала. Но если ей молчать, то она все равно не нужна, так что лучше, чтобы ее вообще не было.
Нет, Фекла Толстая вела передачу хорошо. Но, во-первых, она все время улыбалась. Чему, почему улыбалась она? Серьезный философ, сложный, размышлял о жизни и смерти, к тому же безвременно ушел. Чему улыбаться? Что, Бибихин клоун какой-нибудь или домашнее животное? Наверное, она улыбалась, чтобы держать нас, зрителей, в тонусе. Тем более что Бибихин тяжелый все-таки немного философ.
Во-вторых, Фекла Толстая координировала. И это была не только та поневоле необходимая координация, когда ведущий немножко усекает монологи участников, в своем увлечении забывающих, что передача не резиновая. Нет, Толстая также задавала вопросы по существу, вглубь, вроде она за время передачи умудрилась ухватить самую суть философии Бибихина, которого, по ее же собственному честному признанию, она никогда раньше не открывала. Вопросы Толстой раздражали меня не только потому, что она отнимала ими драгоценное время у участников. Но она еще как бы помогала Седаковой, Михайловскому и Голубович своими вмешательствами. Она слегка эдак покачивала головой, как акушер чуть-чуть нажимает бабе на живот, чтобы та поскорее разродилась. А если слово все равно не вылезало, она подсказывала это слово, ведь она, конечно, знала его, на то она и ведущая, чтоб это всегда знать. И заики, умственные инвалиды, сидевшие перед нею, вежливо, благодарно отвечали: «да-да, безусловно». Этим уже не Фекла Толстая, а сами участники меня раздражали. Они меня этим всегда раздражают. Почему надо обязательно говорить «да-да», которое на деле «нет-нет»? За все время смотрения телепередач я помню только один случай, когда участник отверг этот снисходительный «ленд-лиз». Это был Юрий Арабов, который в ответ на пошлую помощь ведущего передачи «Игра в бисер» Игоря Волгина сказал: «Да что вы мне все подсказываете? Я написал сценарий фильма «Фауст» для Сокурова. Я думал о трагедии Гете годами. Неужели вы думаете, что я сам не мог бы выдать того трюизма, который вы вставляете мне в рот?» Это было что-то неслыханное, настоящий скандал! Класс!
Кроме того, Толстая немного проясняла от себя мысли Седаковой и проч. Ну понимаете, они люди безусловно умные, но немного не от мира сего, не учитывают, что надо все же сообразовываться с уровнем телезрителей. Вот она немного переформулирует, и все будет в порядке.
Но ведь эти трое не с луны свалились. Это люди с лекторским опытом, преподаватели, они сами понимают, насколько можно забуриваться в рамках телепередачи. Если же до некоторых телезрителей философия Бибихина не дойдет ни в каком изложении, то так уж тому и быть. Но нет, Толстая стремится, чтобы до всех до единого, даже до Тютькина, который по пьяни врубил вместо футбола канал «Культура», обязательно дошло.
Еще мне не понравилось, что Толстая, когда рассуждала о Бибихине, делала такие жесты, типа спирали или как будто брассом плывет. Можно было представить, будто перед нами Гегель сидит или на худой конец Мамардашвили, помогающие себе руками выразить невыразимую феноменологию духа или внутреннее бытие ding an sich, вещи в себе. Движения рук Толстой были очень философские, но то, что она говорила, было примитивным, вполне можно было обойтись одними губами. Поймите: Фекла Толстая – это вовсе не ацтой, ни в коем случае. Она интеллигентный человек, окончила филфак МГУ, ее отец был академиком и т.д. Но в том-то и дело! Потому-то я взял именно эту передачу! Даже такой человек, как она, не чувствует, что надо иногда, как говорят американцы, to keep low profile, побыть в тени, тактично и уважительно помолчать в тряпочку.
Почему такое не пришло в голову несомненно умной Фекле Толстой? Потому что это ТВ! "The Media is the Message"! "Mаклюэн <...> хотел сказать, что тип и форма медиа (generic form of media) важнее того значения (meaning) или содержания (content), которое оно передает, т.е. сама форма средства коммуникации меняет наше сознание". (Википедия). На простом языке: ТВ главнее, круче всех бибихиных и седаковых вместе взятых. Оно не должно позволять участнику передачи, да хоть бы это был сам Всевышний, качать права. «Ну хорошо, господь, гм, ин Бог. Это все более-менее понятно. А теперь скажите: вы не жалеете, что сотворили мир? Только так, откровенно. И притом коротЕнько так, наш телеэфир подходит к концу». Наверное, это то, чему учат телеведущих: «Не робей ни перед кем! Хозяин передачи ты, а не он. Какой бы гений-распрогений ни сидел перед тобой, всегда держи в голове: его базар – это всего лишь сырое мясо, а ты должна сделать из этого мяса смотрибельный, слушабельный, форматный телефарш. Решительней запихивай сырье в жерло! Смелей, быстрей крути ручку!»*
О господи, как надоел этот фарш.
Читатели подумают, и справедливо: «Да у тебя, брат, видно, совсем крыша поехала. Какая разница, улыбается эта Фекла или не улыбается, и как она там кивает головой, руками машет и ушами шевелит?»
Да, вы правы. Старый, капризный, раздражительный человек. У меня есть родственник, пятилетний Андрюша. Он всех в детском садике бьет. Мама его спросила: «Андрюша, ну почему ты деток бьешь?» Он ответил: «Я их не люблю».
Ну не люблю я их, что поделаешь.
P.S. Еще я не сказал: у Феклы Толстой ямочки на щеках очень симпатичные. Когда она улыбается, они очень глубокими становятся, фалангу указательного пальца можно вложить. Так бы и ткнул в эту ямочку давно не стриженным ногтем.
* Еще одна заповедь, но это уже для режиссера: надо всегда разнообразить базар видеорядом. Одни говорящие головы – это не ТВ. Пусть этот Бог собирается предсказать завтрашнее будущее мира, неважно. После того места, где он, допустим, произнес: «Хорошо, я скажу, что произойдет через год…» - возьми вмонтируй какой-нибудь кусочек из научно-фантастического фильма, футуристический видеоклип или мультик. Допустим, он сказал: «Земля стоит на трех слонах». Покажи спаривание африканских слонов. Есть какая-то комедия, где Миронов едет на слоне. Не знаю, подумай сам, найди что-нибудь ударное, не ленись, если ты режиссер. А то, что этот мужик потом сказал, не обязательно это до конца показывать. Пойми, если ты вмандячил хорошее видео, зритель забудет, что он там тер. Это, если хочешь, тест на твое режиссерское мастерство – сделать так, чтобы зритель совершенно все позабыл! (Уточняю: в данной передаче видеоврезок не было).
В.В.Бибихин
Фекла Толстая
Написать письмо автору
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|