Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Саймон КЕРТИС |
Режиссер Саймон Кертис. Сценарист Алекси Кей Кэмпбелл. США, Великобритания. 2015 Женщина в золотом и Холокост в розовом Фильм, как говорится, основан на реальных событиях. По событиям и пойдем. В 1907 году Густав Климт написал «Портрет Адели Блох-Бауэр I». I - потому что есть и портрет II, менее знаменитый. Впоследствии портрет был переименован, и его стали называть «Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза» (о причине переименования – позже). Адели на портрете 26 лет. Она была дочерью генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра. В еврейском клане Бауэров было множество богатых людей, занимавших важные позиции в сферах австрийских финансов и экономики. В возрасте 18 лет Адель вышла замуж за сахарного фабриканта Фердинанда Блоха. Ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда, промышленника Густава. В 1925 Адель умерла от менингита. Перед смертью она завещала мужу, когда он умрет, передать ее портреты, а также другие полотна Климта, которых Блох-Бауэры насобирали несколько десятков, в национальную австрийскую галерею «Бельведер». Фердинанд был значительно старше Адели, но пережил ее на 20 лет. После аншлюса он поспешно эмигрировал в Англию, оставив все картины в Вене. Немцы захватили их и продали (!) той самой галерее «Бельведер». "Портрет Адели Блох-Бауэр I" был сразу же переименован в «Золотую Адель», потому что Блох – явно еврейская фамилия, а между тем эта картина стала чем-то вроде визитки Австрии. Вместе с другими работами Климта «Золотая Адель» спокойно экспонировалась в «Бельведере» до 1998 года, а потом еще до 2005 года, но уже не так спокойно. Дело в том, что в 1998 году Австрия приняла закон о реституции, по которому владельцы захваченного фашистами имущества обрели право получить его обратно. Но Австрия не слишком легко расставалась с тем, что уже стало "достоянием республики", тормозя процесс реституции всякого рода процессуальными рогатками. Например, ограбленные владельцы произведений искусства могли получить какие-то из них довольно быстро и легко, если добровольно-принудительно откажутся от остальной части экспроприированного. Фердинанд Блох-Бауэр, скончавшийся в Лондоне в 1945 году, так и не увидел больше знаменитого портрета своей жены, равно как и остального покинутого им в Вене добра. Однако он верил, что справедливость в конце концов восторжествует, и на этот случай распорядился в завещании, что все картины Климта должны перейти во владение трех его племянников, детей Густава: Марии Альтман, Луизы Гутман и Роберта Бейли (своих детей у Фердинанда и Адели не было). К 1998 году из этих троих осталась в живых только Мария Альтман, обитавшая в Лос-Анжелесе. Узнав про закон о реституции, она заволновалась и начала действовать через американского адвоката Рэнди Шёнберга. Сначала тому казалось, что дело гиблое: ведь немцы фактически выполнили волю Адели – передали полотна Климта в «Бельведер». Но вскоре Шёнбергу повезло: он раскопал в венских архивах документы, которые вроде доказывали, что картины Климта были приобретены не Аделью, а Фердинандом. Следовательно, ее предсмертное письмо всего лишь выражало пожелание, чтобы картины были переданы в галерею, но юридической силы не имело: как можно распоряжаться тем, что тебе не принадлежит? Но австрийский реституционный суд счел, что добытые Шёнбергом документы ничего не доказывают, и в удовлетворении иска отказал. Следует заметить, что такое решение не было со стороны суда грубым попранием справедливости: ведь не исключено, что Фердинанд подарил картины жене, или, может быть, их приобретение было совместной инвестицией супругов. Вместе с тем, суд предложил компромисс: Австрия отдаст все полотна Климта… кроме портретов. Альтман не согласилась. Казалось, дело так и будет тянуться, пока упрямая старушка не отправится в мир иной. И тогда, за отсутствием наследников… Но нет: в феврале 2006 года, после бесчисленных юридических перипетий, процесс «Мария Альтман против Австрийской республики» завершился полной и безоговорочной победой истицы! Возможно, в таком исходе сыграл роль момент политкорректности. Мировая общественность не понимала всех вышеперечисленных нюансов и была всецело на стороне Альтман как лица, пострадавшего от фашизма; Австрия же выглядела на процессе инстанцией, недобитый фашизм воплощающей. Поскольку такой имидж Австрии совсем не нравился, она и уступила. Но это еще не конец. Не пожелав перевозить картины в Америку, фрау Альтман предложила Австрии, если работы Климта настолько ей дороги, выкупить их у нее по разумным, т.е. аукционным, ценам. Что оказалось стране не по карману: одна только «Золотая Адель» была предварительно оценена на аукционе в 200 млн. долларов. В конце концов картины все-таки перекочевали за океан и разошлись во все концы США, т.е. были раскуплены у новоиспеченной владелицы различными музеями и частными лицами. «Золотую Адель» "по дешевке" приобрел (заплатив всего 135 млн. долларов) американский миллиардер Рональд Лаудер (к слову - нынешний Президент Всемирного Еврейского Конгресса). Портрет можно увидеть в принадлежащей Лаудеру нью-йоркской «Новой галерее». Мария Альтман умерла в 2011 году, дожив до 91 года. Саймон Кертис
Смотреть фильм он-лайн:
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис | |
Просмотров: 1111 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |