Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН |
Режиссер и автор сценария Сергей Эйзенштейн. 1945 г. Эпизод "Пир опричников"
Выпуск телепередачи "Наблюдатель" 2015 года, посвященный 70-летию создания фильма "Иван Грозный" Для этого текста важно время, когда я его пишу. В Нью-Йорке 11 вечера 13 марта, в России утро 14-го. Неизвестно, что день грядущий нам готовит. Все замерло. Холодок бежит за ворот. По Москве и по миру бродят темные слухи. Путин заболел. Или не заболел? Дадаев вроде отказался от своих первоначальных показаний. От каких именно? Что он убивал Немцова или что убивал, но не из «мусульманских» соображений, а из каких-то других? Каких? Непонятно. Но Следственный комитет объявил, что следы убийства несомненно ведут на Запад. Не серчай, Рамзанчик. Болезнь Путина можно трактовать так, что он взял тайм-аут, чтобы сообразить, что дальше делать. Задавить тех своих приближенных, которые без его ведома убили Немцова, или слиться с ними, направить руль в ту сторону, в которую они подталкивали его руку, Немцова убивая? К первому варианту склоняет нас, гадающих, что там у Путина в голове, неясный слух, что он вроде собирается удалить от своего тела Сечина. И, может быть, он страшится этого варианта: а что, как не он того, а тот его удалит? (А может, уже удалил, только об этом пока не объявляют?) Второй вариант должен страшить Путина не меньше: это дорога в ад, а он все же не туда хотел, он отчасти пугал, блефовал, играл, затевая всю эту петрушку с Украиной. И вот доигрался, черт возьми - довел ситуацию до точки невозврата. Жуть, жуть. Жутко ему и жутко нам. В голову услужливо приходит формула: «схватка бульдогов под ковром». Но тут не то, не то. Схватка бульдогов – все-таки более-менее обычное явление в коридорах власти, периодически оно наблюдается, то есть скрывается, даже в государствах с «прозрачной» политической системой. Дерущихся под ковром в коридоре власти бульдогов не видно, но различим и ковер, и коридор. А тут – ковра не видать, а коридор затянут зловеще клубящейся тьмой. «Туча черная расстилается, Кровью алой заря умывается. На костях врагов, На пожарище Воедино Русь Собирается». Политолог Дмитрий Орешкин, когда его вчера спросили, где, по его мнению, сейчас Путин, пожал плечами: может, думает; может, голова разболелась от думанья; а может, молится. Интересно, что Орешкин произнес это слово, «молится». Хотя Путин, если реально, вряд ли молится. Не исключено, что из подсознания политолога вылезла та же ассоциация, которая вот сейчас вертится в моей голове: «3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась антибоярская обстановка — в Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр, и Боярской Думе ничего не оставалось, как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. 5 января 1565 года государь Иван IV принимает решение учредить опричнину. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». (Википедия). Вот так. Молился, молился, пока Господь ему не рек с небес: «Заводи гвардию палачей и без колебаний режь и руби!» И тут мы плавно переходим в сферу кино и непосредственно к фильму Эйзенштейна. Между прочим, стихи про расстилающуюся над Россией черную тучу – это текст В. Луговского к песне С. Прокофьева, звучащей в прологе этой знаменитой картины. Из заголовка данного текста явствует, что меня интересует только вторая серия. Первая, в общем, понятна. Ну трудно Ивану, наперекор всяким внешним и внутренним супостатам, смесить Россию в единый колобок, ну приходится круто месить, что поделаешь. Но все это представлено в первой серии более-менее традиционно, без особых отклонений от сталинского дискурса и сталинского заказа, по которому Эйзенштейн и стал снимать "Грозного". А вторая серия – это же какой-то макабр, тьма кромешная. Чего стоит один танец опричников, единственный цветной эпизод этого черно-белого фильма? А для того он, я думаю, цветной, чтобы его суриково-синий суриковский колор кипел, как кровь в венах: Иван еще держит руку на пульсе державы, но вот-вот потеряет над нею контроль, кровь прорвет вену и брызнет ему в лицо. По-простому говоря: дал этим опричничкам волю на свою голову! Приходится ли удивляться, что вторая серия была Сталиным отвергнута, положена на полку и вышла только через пять лет после его смерти. И с тех пор, с 1958 года, не прекращаются не только на Руси, но и по всему миру споры-разговоры: что хотел сказать великий Эйзенштейн второй серией? Сталинец он, судя по ней, или антисталинец? Почти каждый эпизод фильма трактуется разными мудрецами по-разному. Например, Михаил Ромм писал (лень искать цитату, передаю своими словами): да, мы понимаем, что строптивые бояре Колычевы стоят на пути консолидации Руси, заставить их покориться, иначе как отправив на плаху, невозможно, но… шеи! Эйзенштейн так показал их красивые, молодые, мощные шеи за секунду до того, как по ним рубанет топор, что мы не можем удержаться от мысли, а скорее от физического ощущения: как ужасен этот Иван, режущий по живому! Как ужасен вообще тоталитаризм! А Юзеф Юзовский, известный театровед 30-х-50-х г.г., по тому же самому поводу написал вот что (тут уже я нашел цитату, которую привожу, не указывая некоторых пропусков): «Надо сказать, что в смысле логически убедительного и эмоционально воздействующего на нас сюжета, заставляющего нас принять казнь Колычевых, у нас нет – и тем менее я знаю в мировом искусстве – более сильного, покоряющего одновременно и наше чувство и наш разум аргумента, благодаря которому вы, зритель, санкционируете этот приговор. Как же этого добивается Эйзенштейн? Он показывает эти шеи, а точнее сказать – шеи воловьи, бычьи, толстые, огромные, на которых торчат тупые с остро и бессмысленно вылупленными глазками головки, - они не сдвинутся с места, они стоят поперек дороги, склонив эти свои головы на своих жирных тупых шеях и уставившись глазками в то, что по этой дороге идет, - для того чтобы это пропустить, они не сдвинутся с места. Они стоят, и все тут, бесцельно обращаться к этим остолбеневшим животным и т.д.».* Понятно, что Ромм и Юзовский противоположно трактуют не только этот эпизод, но и фильм в целом. Есть, однако, и третья, еще более мудрая точка зрения, как бы примиряющая их. Она выражена, например, в комментариях к 6-му тому собрания трудов Эйзенштейна: «В литературе существует несколько точек зрения на фильм "Иван Грозный": одни утверждают, что это чуть ли не апология Ивана, власти царя; другие - что это фильм, восстающий против идеи деспотической власти личности. И наконец, третья точка зрения - что фильм был задуман как произведение, воспевающее Ивана Грозного, но образная система взорвала первоначальный замысел Эйзенштейна и фильм объективно прозвучал как обличение деспотизма. Некоторое представление о замысле Эйзенштейна дает одно место из подготовительных материалов к исследованию "Пафос". Сергей Михайлович писал: "В характере исторического персонажа пленила меня та же трагическая раздвоенность и вместе с тем слитность в единстве, которою так по-своему пленительны образы Достоевского. ...Образ [Ивана] пленил меня в том аспекте, в котором "неистово" набрасывает его Белинский в критическом своем отзыве на третью часть "Русской истории для начального чтения" Николая Полевого (Москва, 1835): "...у нас господствует несколько различных мнений насчет Ивана Грозного; Карамзин представил его каким-то двойником, в одной половине которого мы видим какого-то ангела, светлого и безгрешного, а в другой - чудовище, изрыгнутое природой в минуту раздора с самой собой, для пагубы и мучений бедного человечества, и эти две половинки сшиты у него, как говорится, белыми нитками. Грозный был для Карамзина загадкой; другие представляли его не только злым, но и ограниченным человеком; некоторые видят в нем гения. Полевой держится какой-то середины; у него Иоанн не гений, а просто замечательный человек. С этим мы никак не можем согласиться... Нам понятно это безумие, эта зверская кровожадность, эти неслыханные злодейства, эта гордыня и вместе с тем эти жгучие слезы, это мучительное раскаяние и это унижение, в которых проявлялась вся жизнь Грозного; нам понятно также и то, что только ангелы могут из духов света превращаться в дух тьмы... Иоанн поучителен в своем безумии; это был падший ангел, который и в падении своем обнаруживает... силу характера жадного и силу ума высокого". Надеюсь, читатель продрался сквозь этот частокол цитат. А в сухом остатке, понимать все предыдущее надо так, что Эйзенштейн в своей трактовке Грозного следовал той традиции подачи царя в трагическом плане, начало которой положил Пушкин в «Борисе Годунове». Это подтверждается воспоминанием того же Юзовского. Вот часть его разговора с Эйзенштейном после просмотра фильма в 1944 году (в момент этого разговора фильм еще не был запрещен). Первая фраза принадлежит Эйзенштейну: Что можно сказать по поводу этого монолога? Подвожу итог: противоречие, на котором построен «Иван Грозный» - не овнешненное противоречие между намерениями и методами героя, благой стратегией и кровавой тактикой и т.д. – нет, это внутреннее противоречие самого Эйзенштейна между его ненавистью и любовью к тирану, ропотом на тиранический деспотизм к нему, человеку С.М.Э, и одобрением деспотизма как метода созидания страны СССР. Зрители смотрят этот как будто исторический фильм и не понимают, что он никакой не исторический, что автор тут решает свои персональные проблемы. Они ищут в «Грозном» какой-то моральной определенности, когда мир Эйзенштейна по существу выморочен и внеморален. Поэтому «Иван Грозный» сбивает с толку, его нельзя окончательно понять. Простодушные зрители-сталинисты, полусталинисты и такие, которые по вопросу Сталина не определились, никак не могут понять, что перед ними: восхваление или осуждение Сталина? А изощренные зрители-прогрессисты, безоговорочно принимающие и Эйзенштейна за такового, не могут понять, с кем Эйзенштейн борется: со Сталиным в Кремле или Сталиным в себе? Ибо в «Грозном» - не столько амбивалентность, почти всегда присущая высокому искусству (блестящий пример – «Медный всадник» Пушкина с его двойственным отношением к Петру), сколько амбивалентность душевного раздрая, муть душевная. Иван Грозный (1530-1584) своим кроваво-волевым правлением предуготовил Смутное время (1598-1613); Эйзенштейн своим грандиозным, безукоризненно, до мельчайшей детали выстроенным его могучей режиссерской волей мертвенным фильмом создал памятник душевной смуте плененного тоталитаризмом советского интеллигента. Ленин сказал о Толстом: «До этого графа подлинного мужика в литературе не было». Об Эйзенштейне можно сказать: «До этого ренессансного человека подлинного сталинца в кино не было». Надо ли добавлять, что все предыдущее – мой глубоко субъективный взгляд на фильм «Иван Грозный», вторую серию? А между тем, уже 3:36 утра по Нью-Йорку, 11:37 утра по Москве. Что там царь, все молится в Александровской слободе? Или народ уж потянулся к нему с хоругвями: «Защити от пятой колонны, государю!» Путин, сквозь узкую прорезь монастырского окна: «Ладно, будет вам опричнина». * Поучительно, что эту апологию «ежовой рукавицы» сочинил не в каком-нибудь, а уже в 1957 году не кто-нибудь, а Юзеф (Иосиф Ильич) Юзовский, который сам-то чудом, можно сказать, пережил кампанию против «безродных космополитов»: “28 января 1949 года в «Правде» была опубликована редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», в которой семь театральных критиков во главе с Юзовским обвинялись в буржуазном эстетстве и формализме, равнодушии к нуждам народа и стремлении «оболгать национальный советский характер»”. Уж кажется, кого-кого, а этого человека должно было бы воротить от одного вида палаческого топора. Но как видим, нет. Стокгольмский синдром, тяжелый, хронический? Можно, впрочем, обойтись без психологии и объяснить проще: «Сталинские идеи бессмертны, потому что они верны».
С. М. Эйзенштейн на съемках "Ивана Грозного" Смотреть фильм он-лайн
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис | |
Просмотров: 1496 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |