Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 25.04.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Владимир ХОТИНЕНКО

«Зеркало для героя»
Режиссер Владимир Хотиненко. Сценарий Надежды Кожушаной по мотивам повести Станислава Рыбаса. Свердловская киностудия. 1987


                        Тихо, тихо ползи,
                              улитка, по склону Фудзи.
                             Позаимствовано мною у братьев Стругацких,
                             позаимствовавших это хайку у Кобаяси Иссу   
                             для эпиграфа «Улитки на склоне». 
 
Для тех, кто фильма не  видел:
«Двое обычных людей, Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, из конца 80-х годов XX века неожиданно попадают в 1949-й год, в небольшой шахтерский городок.  При этом один и тот же день, воскресенье, 8 мая, повторяется для них снова и снова. Пшеничный встречает своих родителей, видит их такими, какими они были в молодости, и разговаривает со своей матерью, беременной им же, а Немчинов даже катает самого себя, мальчика, на мотоцикле. Приходит новый день, и всё повторяется сначала, но никто из жителей города не помнит о его предыдущих вариантах........»  «Википедия».

Моя предыдущая статья была о фильме «Город Зеро». Там герой попадал в пространственную петлю, не позволявшую ему уехать из этого завороженного места. В «Зеркале для героя» тоже петля, но временнАя: Сергей и Андрей не могут вырваться из 8-го мая 1949-го года. Таким образом, фантастическое предположение фильма Хотиненко совпадает с таковым известного американского фильма Хэрольда Рэймиса «День сурка». Говорю это без всякой задней мысли: если на то пошло, то скорее уж Рэймис и соавтор сценария «Сурка» Дэнни Рубин «позаимствовали» идею своей снятой в 1993-м году картины у Надежды Кожушаной. Но дело даже не в этом. Хорошая научная фантастика отличается от плохой не так оригинальностью фантастического предположения, как глубиной его разработки. Разработка тем более важна в «Зеркале для героя», фильме вовсе не научно-фантастическом. И я вам вот что скажу: даже если бы Кожушаная, боже упаси, украла идею у американцев, это было бы не грешно, а вроде того, как Моцарт «брал свое всюду, где оно попадалось». Потому что суть не в голой, или, по-современному, голимой идее, а в том, что в результате вышел фильм грандиозный, которому «Сурок» в подметки не годится.  
Но сказать временнАя петля - это еще не всё, временные петли разные бывают. Расклад «Зеркала для героя» таков. Каждый день всё повторяется, как одна и та же шахматная партия. Однако внутри дня жесткой детерминированности нет. Пришельцы из восьмидесятых в своих действиях свободны: представьте, что к позиции на доске контрабандно прибавлены две пешки, весьма активные. Они могут совершить что угодно – пройти в ферзи, наломать на доске еще тех дров. Но вот партия откладывается – и утром на доске ровно та же позиция, что была до имплантации пешек-диверсантов. Андрей нашел для этого нескончаемого повторения свою метафору: «Как термометр сбросили». Но та ли метафора, эта ли  – время заело, таков фантазийный посыл картины.
Фильм хорош, во-первых, тем, что показанное в нем показано не кое-как, лишь бы вложить интересную идею в какую попало форму – нет, картину хочется смотреть, ее визуальный мир манит и затягивает. Эти люди, множество, уймы людей – не такие все монголоиды, как у Алексея Германа, а разнообразные, похожие на людей люди, – но именно из 49-го года. Атмосфера фильма плотна так, как были плотны послевоенные годы: мне, родившемуся в 46-м, оно вспоминается  битком набитым родней, соседями, прохожими – тесное теплое вспотевшее время, когда ты просто не мог быть одиноким (хорошо это или плохо) и вялым, потому что невозможно было продираться сквозь жизнь без того, чтобы не тереться об эту броуновскую сутолоку и не подзаряжаться от нее (а потом время «шло, и старилось, и глохло» - город редел и редел... почти до полной энтропии... а потом мой город вымер). День 8-го мая наполнен событиями: трагедиями (слава или не слава богу, состояние безопасности на шахтах позволяет им случаться с достаточной статистической регулярностью) и комедиями (жизнь есть жизнь), преступлениями (вот бандиты ограбили инкассаторов с зарплатой – клади, шахтер, зубы на полку!) и подвигами (в основном, трудовыми) – и, конечно, песнями, из радиоточек и в исполнении молодежи на субботниках, массовых гуляньях и просто так: «Враги сожгли родную хату», «Ночь коротка», «Распрягайтэ, хлопци, конэй» -  в общем, весь популярный  песенный набор. Томительный душный донбасский день, весенний, но уже летний – и наутро почти все мужское население, а отчасти и женское, уходит из палящего света дня в клаустрофобическую тесноту штолен – то есть для меня клаустрофобическую и для довольно изнеженного москвича Сергея (Сергей Колтаков), а для этих людей вполне привычную, ковыряются  себе на карачках во тьме да еще  «белозубо улыбаются» (штамп газетных статей о шахтерах, но они, смотри ты, действительно улыбаются и хохочут, хотя одновременно и матюкаются свирепо). Короче, чистый кошмар. Но так они жили, русские, советские люди. И не надо их жалеть, потому что мы им не ровня, это были существа совершенно иного порядка: иной живучести, жажды жизни и просто физических кондиций (потом это также постепенно иссякнет, и сверхплотно населенный край вмазывающих исполинов превратится в конгломерат заброшенных деревень, кое-где омертвляемых шаткими фигурами алкашей).
Не будь в картине ничего другого, кроме вышеописанного, она уже была бы незаурядной. Мне не нравится ни один из последующих фильмов Хотиненко, не симпатичен он сам, человек, стремящийся быть современным, всегда держа ухо востро, расчетливо нашпиговывая свои картины актуальным содержанием. Но все другие его опусы занудны, а «Зеркало для героя» - ничуть не меньше наполненное содержанием, да еще каким! -  так и бьет с экрана энергией и окунает в густую плотность мира. Даже непонятно, как это получилось у Хотиненко всего один раз, вроде другой человек делал. 
Итак, содержание. Оно, опять же, выражено через плотность, вещность, изобразительность, пластику. Через контраст между ширью степи,  людской удали, песен, высью терриконов, индустриальных сполохов на горизонте, солнечных и звездных небес - и спертостью шахты, давлением ежовых рукавиц сталинщины, рабской зашоренностью народного сознания и теснящими рамками бесконечно повторяющегося сюжета (Андрей отмечает прожитые «в петле» дни палочками, и в конце фильма они уже занимают весь кадр). Как я уже сказал, пространственно «петля» не замкнута: внутри дня дальность перемещения героев зависит лишь от скорости их движения. Гениальное место фильма: Сергей смотрит из тамбура поезда на проносящуюся страну: за пять минут - от края до края! Потом оказывается, что это он смотрел киножурнал в местном кинотеатре, но какая разница – кадры уже мощно ударили по нашему сознанию. (К слову, жаль, что два приятеля и впрямь не уехали на поезде или не улетели на самолете – ведь летали же в 49-м самолеты - в какой-нибудь другой, далекий город, и чтобы там было все иначе, но, в сущности, так же). Сергей и Андрей (Иван Бортник) – разные люди, и поведение их «в петле» разное. Сергей хочет только одного, вырваться любой ценой, - но как же вырвешься? Андрей в силу разных причин –  генетической ли своей «простонародности»? профессии ли горняка? – начинает быстро приживаться в капкане; анаэробный 49-й год, кажется,  больше соответствует его натуре, чем переозоненный конец восьмидесятых. Так как он народный человек, то, в отличие от Сергея, берет близко к сердцу участь того куска России – пусть это и Украина, – в который его магическим образом забросило. Он хочет хоть что-то изменить – и меняет, каждодневно меняет. В «Дне сурка» герой использовал накопленный опыт, например, для того, чтобы методом проб и ошибок наконец закадрить классную чувиху. Акции Андрея настолько же масштабнее, насколько «Зеркало» масштабнее «Сурка»: он предотвращает преступление, «отменяет» гибель одного из шахтеров, добивается закрытия взрывоопасной шахты и увольнения ее идиота-начальника. Но что с того? В знаменитом рассказе Бредбери раздавленная «в прошлом» бабочка передачей по детерминистской цепи производит огромные, и катастрофические, изменения в настоящем. В этом фильме, напротив, никакие случившиеся «вчера» события ни к «плюсу», ни к «минусу» не поколеблют железного хода заведенного раз и навсегда «сегодня». «Всё можно, а завтра – всё по-новой», - сокрушенно говорит Андрей Сергею. А тот ему, пусть не сразу, а через полфильма, отвечает: «Ничего с ними сделать нельзя. У них даже убитый встанет и пойдет как ни в чем не бывало, и не будет помнить ни добра, ни зла, и будет верить в то, во что верил вчера. Что ты от них хочешь, каких перемен ждешь? Это фантомы, призраки».
Но Андрей не дарвинист, а ламаркист. Он надеется, что приобретенные признаки все же передаются:  не мытьем, так катаньем, нудным повтореньем, бесконечным дятловым долбленьем (пусть столько палочек надо для этого отметить – ни стены, ни жизни не хватит) у этих вдруг наутро что-то от вечернего останется! 
Вопрос Надежде Кожушаной на засыпку (увы, она, умершая через десять лет после выхода фильма, может ответить лишь неслышно): а как же тот факт, что будущее все же существует? Ведь вот вырос же Сергей, вырвался из этого городка в Москву? Ответ сценаристки мог бы быть такой - ну да, вырвался, но у меня же метафора: Москва не Москва, жизнь расейская  всюду одинаково неподвижна. 
Или вот другой ответ, который мне больше нравится, потому что он не только красивее, но и оптимистичнее: что время на Руси зациклено – так кажется только молодежи, только тем, кто глядит на прошлое снаружи. Иначе говоря, мы смотрим этот фильм изнутри сознания скептичного Сергея. На самом деле, что-то живое было на Руси всегда; время  существовало, но ползло незаметно, как улитка. Важный сюжетный момент фильма: в первых его десяти минутах, до того как Сергей угодил «в петлю», он яростно спорит с отцом, нудным сенильным сталинцем, обвиняющим сына в забвении идеалов, цинизме, пофигизме, etc. Потом Сергей смог увидеть отца молодым: это сталинец, но совсем другой, еще не задубевший, не занудневший – он сталинец, потому что хочет горячо верить, но в то же время и не сталинец, потому что, никого и ничего не боясь, проявляет инициативу, рубит начальству правду-матку в глаза и т.д. (за что его в конце концов и упекают в каталажку). Вернувшись из Зазеркалья, Сергей, как девочка Оля из «Королевства кривых зеркал», уже смотрит на стариков иначе, с уважением и состраданием; заставляя нас вспомнить Криса в финале «Соляриса», он обнимает отца под звуки потрясающей всенощной Рахманинова «Ныне отпущаеши». Но потрясения под занавес не происходит, потому что все это выглядит чистой воды дидактикой, а главное, фильм-то был не про то, не о «конфликте отцов и детей». «Можно ли что-то сделать с таким народом? есть ли какая-то надежда?» - вот какой проклятый вопрос он ставил. 
Разгадывать загадку «Зеркала для героя» можно так или иначе, однако непосредственная данность заключена в развернутой метафоре физического безвременья, воплощающего безвременье историческое: ««Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошлого и будущего, среди мертвого застоя… Мы так странно движемся во времени, что с каждым следующим мигом миг предыдущий исчезает для нас безвозвратно» (А.Чаадаев). 
Теперь вспомним, что «Зеркало для героя» было снято в 86-м и вышло на экраны в 87-м году: ранняя заря Перестройки. «Перемен хотим, перемен!» «А возможны ли они, перемены эти?» –  главный вопрос, будораживший тогда умы. (В начале фильма звучит не Цой, а бутусовская «Гуд бай, Америка!» - но лишь потому, что Цой напишет свою эмблематическую песню еще через два года).
Фильм был актуален не только в 87-м – он актуален и сегодня, когда опять наметилось какое-то «шевеление праха могильного». Он будет актуален до тех пор, пока русские люди не превратятся в американцев, китайцев или, оставшись самими собой, не докажут, что они все-таки умеют запоминать то, что было вчера.

  Приложение:   Несколько соображений по поводу характера времени в «Зеркале для героя».
А. Кажется, в фильме не указано – во всяком случае, я не уловил, - когда Сергей и Андрей попали «в петлю». Если это случилось 8-го мая – значит, время «в петле» существует, по крайней мере, во всей протяженности 1949-го года, однако в виде дискретных окон: пришельцы попадают в то из них, которое соответствует дате их «отъезда» из своего времени. В каком виде оно существует для самих жителей Зазеркалья – кантианская «вещь в себе». (Попутный вопрос: существуют ли в Зазеркалье другие годы? Если да, то почему наши двое попали именно в 49-й? Бог послал их в него из педагогических соображений? Или, может быть, каждый угодивший в Зазеркалье попадает в год своего рождения? Сергей точно родился в 49-м; если Андрей тоже (??), тогда по крайней мере одна загадка разгадана). 
Б. С другой стороны, если Сергей и Андрей убыли из «реала» действительно 8-го мая, это означает, что время в Зазеркалье не накапливается даже по формуле «8-е мая х N =  N 8-х мая». Ведь сколько палочек ни отметил Андрей на стене, все равно, наконец вырвавшись из «петли», Сергей попадает в «реал» в День победы, 9-го мая: t пребывания в Зазеркалье = 0.
В. Читателю предоставляется самому определить, есть ли противоречие между А и Б.



                                           ОГОСФ (Отдел графического
                                           оформления сайта "Фрагменты")
                                           запросил этот снимок из 1-й части
                                           (Отдела кадров) ВГИКа им.Герасимова,
                                           где В.Хотиненко служит профессором
                                           режиссуры. ОГОСФ выражает ему
                                           (Отделу кадров) признательность
                                           за поддержку.
 

Автор С. Бакис

Категория: Владимир ХОТИНЕНКО | Добавил: ovechka (01.08.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1782 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: