Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Владимир ВЕНГЕРОВ |
Режиссер Владимир
Венгеров. Сценарий Вениамина Каверина и Евгения Габриловича по одноименному
роману Каверина. «Ленфильм» Читать текст, открыв этот ролик! Говорит Вениамин Каверин Не путать с телесериалом Евгения Карелова 1976-го года и тем более со стебными «Двумя капитанами 2» Сергея Дебижева. Я - о фильме Венгерова 1955-го. (Но читать все-таки под музыку Евгения Птичкина из сериала, а не под музыку Олега Каравайчука из фильма. Каравайчук, хоть и выдающийся кинокомпозитор, все-таки к "Капитанам" сочинил не так классно, как Птичкин). Подумаю о том старом фильме – и сразу возбуждается целый рой воспоминаний и мыслей... 1). Самое раннее воспоминание, однако, – все-таки не о фильме, а о постановке по «Двум капитанам», которую я видел в нашем Черновицком театре дошкольником. Саней Григорьевым, я думаю, был Олекса Срибный, очень талантливый артист, игравший еще в «Ревизоре» Хлестакова. Запомнилось, как истекающий кровью Саня полулежит под красивой сосной на мшистом бутафорском пригорке, а подлый Ромашка, излив на него напоследок всю свою жгучую ненависть, удаляется в закулисно-лесную глубь. Впрочем, я не до конца уверен, что Срибный играл Саню, а не Ромашку. Если последнее, то эта роль предрекла его судьбу. Срибный неожиданно исчез из театра: ходили темные слухи, что его заподозрили то ли в воинском предательстве, то ли в службе у оуновцев, и он то ли скрылся, то ли был посажен. Много лет о Срибном не было ни слуху, ни духу, а потом слух возник: он вернулся на сцену своим голосом, участвуя в украинских радиоспектаклях (возможно, он работал и в каком-то небольшом театре). Во всяком случае, его карьера оказалась несоразмерно скромной по сравнению с его актерскими возможностями. 2). В фильме меня восхищал Саня – Александр Михайлов. Я до болезненности обожал этого популярного в пятидесятые годы артиста. Потом он еще довел мое обожание до полного отпада ролью Дурова в картине К.Юдина – Б.Барнета «Борец и клоун». Болезненность моей любви происходила не только от ее накала, но и от того, что Михайлову-актеру, кого бы он ни играл, была свойственна краска печали и надлома. Возможно, он предугадывал недолговечность своей славы? После Сани Григорьева, сыгранного в 33 года, он вскоре появился еще в одном фильме, а потом необъяснимо исчез со звездного небосклона. В жизни-то он, в отличие от Срибного, продолжал непрерывно существовать и дожил до семидесяти лет, играя мелкие роли во МХАТе. (Мелкие! А в пору своей звездности он уже было стал играть там главные роли. До чего все же подл театр – не только МХАТ, а любой: снобистски-пренебрежительно относясь к кино, он тем не менее использует для саморекламы экранную раскрученность своих актеров). 3). Сейчас меня умиляет краткость фильма: довольно толстый роман Каверина уложился (был уложен сценаристами – самим Кавериным и Габриловичем) в story, длящуюся на экране полтора часа. «Из-за ограниченного экранного времени в фильме отсутствуют многие заметные персонажи — Петр Сковородников, доктор Иван Иваныч, Гаер Кулий, лишь вскользь показана сестра Сани. В фильме не рассказывается, как погибли родители Сани и умерла его сестра. По книге, самолёт сел на очень большом расстоянии от места гибели экспедиции капитана Татаринова, и экипажу, чтобы выйти к людям, пришлось очень долго идти по заснеженному берегу, поневоле повторяя путь последних участников полярной экспедиции. По книге Саня Григорьев из Энска приезжает в Москву. В фильме большая часть действия происходит в Ленинграде». Википедия. Ну да, в Ленинграде, потому что фильм снимался на «Ленфильме», и так было дешевле. И многие другие решения экранизации были определены сугубо прагматическими соображениями. Но погодите снисходительно улыбаться! В краткости этой картины, вообще в краткости старого кино была своя прелесть. Она побуждала создателей фильмов к сценарной изобретательности, образности формы, пружинности ритма, а зрителей – к активному, мобилизованному восприятию. Короче говоря, те фильмы были более художественны, чем теперешние (в свою очередь, уступая в художественности фильмам немым, где самые сложные мысли авторов и оттенки чувств героев могли выражаться исключительно визуально). Продолжительность «Двух капитанов»-1955 – девяносто одна минута, «Двух капитанов»-1976 – 433. Телесериал куда подробнее – но интереснее ли он? Большой вопрос. Кстати, другой роман Каверина, «Открытая книга», тоже сначала был экранизирован как односерийный фильм, потом – как девятисерийный телефильм. Делать фильмы, и в особенности экранизации, все более длинными – это вообще современная тенденция. Та часть "Идиота" Достоевского, которую Пырьев вместил в стандартной продолжительности фильм, у Бортко еле влезла в шесть серий. Первая, довоенная экранизация «Тихого Дона» длилась полтора часа, экранизация Сергея Герасимова была трехсерийной (и это казалось необычным), экранизация Сергея Бондарчука – семисерийной. Читатель пожмет плечами: как вместить весь «Тихий Дон» в 93 минуты? Простите, а зачем весь «Тихий Дон» вмещать? Чтобы не надо было читать? Кино – не суррогат чтения. Лаконично передать дух и образность крупного литературного произведения средствами киноязыка – вот достойный вызов для десятой музы! Но десятая сегодня обленилась и обленила зрителя, который не станет напрягаться для «расшифровки» кинематографической образности. В конце концов тенденция к «конгруэнтности» экранизации и литературной основы может дойти до того, что число серий сравняется с листажом, и зрители будут зевая перескакивать серии, как пропускают страницы. 4). Хорошее жанровое произведение всегда соответствует одному правилу: оно непременно похоже на классические произведения соответствующего жанра. В приключенческих «Двух капитанах» это правило соблюдено. Как в романах Диккенса (например, «Большие надежды», «Оливер Твист») или в «Острове сокровищ» Стивенсона (любимого писателя Каверина), тайна, с которой герою каверинской книги суждено было соприкоснуться в детстве, затем преследует его, когда он повзрослел, и разрешается наконец как развязка сюжета и некое откровение, раскрывающее ему код собственной жизни. Саня Григорьев мальчиком причастился к загадке гибели корабля «Св.Мария», судьба его навсегда переплелась с нею – авантюрные сюжетные повороты книги/фильма есть и повороты его судьбы. И таким образом «Два капитана», оставаясь захватывающим приключенческим романом, переходят в класс просто хорошей прозы. А хорошая проза, притом захватывающая – что может быть лучше? И еще есть в «Двух капитанах» необходимый и волнующий момент возвращения героя из небытия, причем как раз в такую минуту, когда самозванцы, подлые его недруги, уже совсем успокоились и намерены воспользоваться последними и самыми лакомыми выгодами его отсутствия: жениться на его соломенной вдове, как в гомеровской «Одиссее», или присвоить его честь и славу, как в «Графе Монте-Кристо» или «Незнайке». В «Двух капитанах» это выглядит так: в своей благоустроенной норке Ромашка (Евгений Лебедев) намазывает на булочку сгущенку – Саня внезапно возникает в дверях – сгущенка длинной соплей свисает с булочки, а длинный язык Ромашки свисает из его клеветнического рта! 5). В пионерском лагере, куда жестокие родители заключали меня почти каждое лето, был отряд имени Сани Григорьева. Председатель отряда на сборах выкрикивал: «Бороться и искать!» - отряд под салютом отвечал: «Найти и не сдаваться!» Когда я вспоминаю об этом сейчас, всего одна история из пионерской жизни кажется мне еще более смешной. Принимая одного моего одноклассника в пионеры, кто-то из приемщиков строго спросил его: «Родину не предашь?» - на что он с пафосом ответил: «Предам!» Бедный мальчик, в чьей семье говорили на идише, решил, что его спрашивают, предан ли он родине! Так же и отряд им. Сани нисколько не кручинился, что выкрикивает строчку из стихотворения Альфреда лорда Теннисона «Улисс»: "To strive, to seek, to find, and not to yield”. Чуть призадумавшись, вожатая могла бы почуять что-то неладное: эдак получается, что, даже построив к восьмидесятому году коммунизм, как обещал Хрущев, тоже придется горько вздохнуть и не сдаваться? 6). Я уже сказал, что «Два капитана» - хорошее художественное произведение. Могу подтвердить это тем, что, вместе с загадками сюжета, я воспринял нечто загадочное из разряда явлений совсем не детских: нехорошую, темную сложность отрицательного героя книги Николая Антоновича Татаринова. Я уловил в нем, может быть, самый неприятный и даже страшный тип охранителя советской системы – интеллигента, из выгоды и из боязни кары за свои дореволюционные либеральные грешки продавшего Империи Зла свой недюжинный интеллект. После «Двух капитанов» для меня уже не был загадкой bete noire другого, более сложного романа – Грацианский из «Русского леса» Леонида Леонова. (Между прочим, Николай Гриценко, сыгравший в телесериале «Два капитана» Татаринова, в экранизации «Русского леса» сыграл Грацианского). А в «реальной жизни» этот психологический и социальный тип воплотился для меня в отвратительной фигуре Андрея Януарьевича Вышинского. 7). Не только я, но и всякий человек из России навсегда связал в сознании «Двух капитанов» с трагедией «Норд-Оста». Что ни говори, не было бы романа Каверина – не было бы мюзикла по нему – не было бы и теракта на Дубровке. Могут резонно заметить: ну так то же самое произошло бы на каком-то другом театральным представлении. Это правда. Но жаль, что волею судеб беда ассоциируется теперь именно с «Двумя капитанами» - они этого совсем не заслужили. Говорят, что террористы, выбежав на сцену, прервали звучавший tutti музыкальный номер «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - нарочно, что ли, так сделали? Теракт не только против постсоветской России, но и против одной из самых чистых и светлых советских книг? Во всяком случае, после Дубровки скептик может с еще большим основанием косо улыбнуться, услышав этот великолепный, мужественный и горький девиз. Автор С. Бакис | |
Просмотров: 3182 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |