Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Вуди АЛЛЕН |
«To Rome With Love». Режиссер и сценарист Вуди Аллен. США, Италия, Испания. 2012. Как явствует из названия, перед нами один из ряда фильмов позднего Аллена, в которых действие происходит в Европе. Скучно стало старику в Америке (о как я его понимаю!) Кроме того, ему – по крайней мере, в данном случае - стало скучно ставить фильмы пусть смешные, но все-таки «артхаусные»: «Римские приключения» - картина чисто развлекательная. Но об этом - особый разговор. Сюжет пересказывать полностью не буду. Тем более что интегрального сюжета нет, а есть виньетки, рассказывающие о четырех или пяти группках персонажей (мне лень сейчас подсчитывать, сколько в точности этих группок), ни разу по фильму не пересекающихся. Римский уличный регулировщик, которого мы видим два раза, в начале и в финале, говорит нам: вот, мол, Рим, Рим, я все о нем знаю, все в нем вижу… и дальше, будто выхваченные его всевидящим оком, идут (не последовательно, как если бы картина состояла из нескольких новелл, а перебиваясь одна другой) несколько ничем не связанных между собой историй. То есть чем-то они связаны, но не сюжетно. Есть группки итальянские, есть американская, есть смешанная. Дело не в национальности, она не имеет отношения к теме фильма. То есть имеет, в следующем смысле: весь мир бардак, все люди бляди, независимо от национальной принадлежности. К такому мировоззрению пришел Вуди Аллен на склоне жизни, оно-то и подводит виньетки к общему знаменателю. Вот одна история. Из провинции в Рим по какому-то делу приехала пара молодоженов. Останавливаются в отеле. Жена убегает в парикмахерскую. В номер к мужу по ошибке заходит проститутка (Камерон Диас), предлагает свои услуги, затаскивает парня в кровать, но он стойко сопротивляется. Жены что-то долго нет. К мужу являются знакомые, он вынужден представить проститутку как свою жену. Все выходят погулять. Проститутке в конце концов все-таки удается затащить парня в кусты, где он ее, точнее, она его, трахает, и в результате он вылезает из кустов потрясенный: никогда с женой не имел подобного кайфа. А жена-то, оказывается, заблудилась. Блуждая по Риму, наткнулась на киносъемки. Там в главной роли знаменитый итальянский артист, ее кумир. В перерыве между съемками этот артист ее привычно снимает, т.е. не на кинопленку, а по-быстрому ведет ее в ближайшую гостиницу. Она не менее верная жена, чем ее муж – верный муж, поэтому немного артачится, ахает, ойкает. Но сама между тем размышляет, что правильней: отдаться кумиру и потом всю жизнь каяться, или не отдаться и потом всю жизнь жалеть. Выбирает первое, но отдаться не успевает, потому что тут вдруг в номер врывается грабитель с пистолетом. Кумир убегает, а она, по инерции как бы своего решения изменить мужу, трахается с грабителем. В конце концов, это тоже интересно, ведь она, со своей скучной супружеской верностью, не только с кинозвездами, но и с грабителями ни разу в жизни не спала. Другие виньетки развиваются по-разному, но в итоге то же самое: кто-то трахается с кем-то неожиданным. Есть, кроме того, виньетки с другой, но, в принципе, близкой философией: весь мир не только бардак, но также и дурдом. Некий синьор, обыкновенный римский чиновник (Роберто Бениньи), выходит утром из дома, и вдруг на него набрасывается куча папарацци. «А как вы спали, Леопольдо Бомбардини? А что вы ели на завтрак?» Ну как он спал, с женой своей скучной спал, ну что он ел, скучный тост свой с джемом ел. «О-о-о, с женой, о-о-о, тост, потрясающе!» И дальше папарацци не дают ему житья, всюду фотографируют, выклянчивают ничтожнейшие подробности его ничем не примечательной жизни; его разрывают по всяким великосветским тусовкам; красавицы охотятся за ним, желая отдаться; да что там красавицы, даже жена вдруг начала страстно желать его! (Впрочем, не будучи эгоисткой и сознавая, какое сокровище вдруг свалилось с небес в ее кровать, она иногда уступает супруга подругам). Так продолжается, может быть, с неделю. Но в одно прекрасное утро папарацци, толпящиеся, как обычно, вокруг нашего героя, вдруг замечают на противоположной стороне улицы какого-то прохожего и устремляются к нему, такому же замухрышке, как Леопольдо: «А как вы спали, Рональдо Пеппердини? А что вы ели? О-о-о!» Теперь, когда эта хищная стая переметнулась на Пеппердини, Бомбардини, который, казалось бы, только о том и мечтал, чтобы его оставили в покое, вдруг осознает, что позади самая счастливая неделя жизни. Быть знаменитым все-таки очень красиво! Ни Бомбардини, ни зрители так и не поняли, почему это вдруг папарацци так на нем зациклились. Вся фишка в том и заключается, что нипочему, по кочану! It’s a mad, mad, mad, mad world, and that’s it! Надо сказать, это замечательно придумано Алленом: сюр, Бунюэль отдыхает! (Вспомним такие фильмы последнего, как «Призрак свободы», «Этот смутный объект желания» или «Скромное обаяние буржуазии»). И тут же надо сказать другое: нет, это не Бунюэль. У Аллена нет бунюэлевского испанского перца, сарказма, злости. Правда, у Аллена, как у Бунюэля, есть цинизм, однако и это не делает испанца и американца похожими. Бунюэль снимал «Скромное обаяние» примерно в том же возрасте, в каком Аллен «Римские приключения», но цинизм первого отличается от цинизма второго, как разврат Пушкина от разврата какого-нибудь пожилого сладострастника. В пожилом Вуди Аллене нет ни капли бунтарства, контркультурности, асоциальности: цинизм его хладен. И сие указывает на то, что знаменитый и талантливейший режиссер, по-видимому, утомился. Впрочем, можно не вдаваться глубоко в психологию Вуди, а взглянуть на этот фильм иначе, сугубо в плане жанра, социологии и адресного предназначения. В сущности, перед нами некий анахронизм: старомодное чисто развлекательное буржуазное кино. Такое кино часто бывало циничным: господа буржуи любят, чтобы их слегка шокировали. «Римские приключения», может быть, циничны сверх обычной меры, однако это не ведет их в сторону «Скромного обаяния буржуазии». Да, Вуди щекочет буржуа нервы немного интенсивнее, чем щекотуны какого-нибудь 1955 года, - но это всего лишь потому, что мир, в среднем, сегодня стал гораздо циничнее, чем был в каком-нибудь 1955-м году. Читатель вправе спросить: а) почему я говорю о старомодности?, в) почему связываю старомодность с буржуазностью?, с) почему считаю чистую развлекательность анахронизмом? Отвечаю на все вопросы разом. Некоторые люди любят ковырять между пальцами ног, другие любят ковыряться в собственных грехах. Первым лучше было бы хорошо помыться, вторым – всерьез рассердиться на себя. Добродушно-снисходительное ковыряние в довольно гадких грехах так называемых «приличных людей», характерное для «Римских приключений», представляется мне занятием типично буржуазным. Но сегодняшняя буржуазия не любит признавать себя таковой, и таким образом, она с меньшей готовностью клюет на откровенно буржуазное кино. (Помимо того, современное американское кино ориентировано не на среднее поколение, а на молодежь – сектор общества, который еще не затвердел в своей классовой принадлежности). Что же касается развлекательности, то в нынешнем американском, да и вообще западном кино она так же замаскирована, как буржуазность. Средний класс стыдится просто развлекаться, и Голливуд наших дней прячет усладу развлекалова в кисловатую облатку злободневных, социально острых, экзистенциальных, псевдофилософских и т.п. тем. А «Римские приключения», это чистое старомодное кисло-сладкое буржуазное развлекалово. Такой фильм, в принципе, не должен был бы пользоваться сегодня успехом. Если же почтенная кинопублика все-таки не отворотила от «Римского приключения» нос, то это объясняется, наверное, тем, что у развлекалова данной картины тоже есть своя облатка: твердая репутация Аллена как режиссера содержательного. Каковым он, на самом деле, уже перестал быть. Но что значит «на самом деле»? Какой такой оториноларинголог дал мне мандат утверждать, что мой нос чует гнильцу тоньше, чем большинство носов? Никакой не дал. Я всего лишь поделился своим ощущением. Фильм прилагается, а нос у каждого уважаемого читателя, слава богу, всегда при себе.
Вуди Аллен с Камерон Диас на съемках "Римских приключений"
Смотреть фильм онлайн:
Автор С. Бакис
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис | |
Просмотров: 1337 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |