Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Вуди АЛЛЕН |
«Жасмин»
(«Blue Jasmine»). Режиссер и сценарист Вуди Аллен. США. 2013 Жасмин была замужем за Хэлом. Они жили в Нью-Йорке, в Манхэттене (или на Манхэттене? Вечно не знаю, употребить с этим островом «в» или «на». В этом смысле Манхэттен похож на Украину). Все у Жасмин было прекрасно: они жили в огромной квартире, Хэл (Алек Болдуин) дарил ей бриллианты и норковые шубы, Жасмин была socialite (это значит: она была заметной фигурой в нью-йоркской тусовке и вела салон, где вертелись всякие богачи). Выйдя так удачно замуж, Жасмин бросила учебу в университете на антрополога и потом не работала. Но нельзя сказать, чтобы она ничего не делала: занималась благотворительностью, была важной дамой в какой-то организации, опекавшей сирот. Своих детей у Жасмин и Хэла не было, но к ним иногда приходил мальчик, сын Хэла от первого брака, Жасмин к нему очень хорошо относилась. Так они и жили. А потом в один момент оказалось, что все это был пшик. Жасмин узнала, что Хэл постоянно изменял ей, у него была масса любовниц. Он давно не любил ее, фактически жена была нужна ему, чтобы она своей рукой подписывала контракты и другие липовые финансовые бумаги, и в случае чего пошла вместо него в тюрьму. Потому что Хэл был мошенником, аферистом. О чем наивная Жасмин до поры до времени не догадывалась. Но сколько веревочке ни виться… Дело кончилось тюрьмой, правда, не для Жасмин все-таки, а для Хэла. (Как Жасмин избежала тюрьмы, об этом я скажу в конце). Но Жасмин, конечно, тоже пострадала: она потеряла все, буквально все: деньги, квартиру, шубы, положение в тусовке. Чтобы как-то выжить, она некоторое время даже работала продавщицей в том самом модном обувном магазине, где раньше покупала дюжинами туфли. Теперь, когда знакомые из ее прошлой жизни, которых она недавно кормила-поила, приходили в магазин, Жасмин должна была натягивать им с ложкой туфли на ноги. В Америке так заведено, в этом нет для продавщицы никакого унижения. Но для Жасмин, сами понимаете, это было унизительно. Да бывшие сотусовщицы, может, специально приходили в этот магазин и нарочно никак не могли выбрать себе туфли, чтоб Жасмин работала своей ложкой и работала. И Жасмин переехала в Сан-Франциско, чтобы немного пожить у своей сводной сестры Джинджер, успокоиться и собраться с мыслями, как ей жить дальше. Точнее, они были не сводные сестры, а приемные дети одних и тех же родителей. Это имеет значение для фильма. Жасмин и Джинджер совсем не похожи, сделаны из разного генетического теста. Жасмин классная женщина, ее играет Кэйт Бланшетт. Джинджер - Салли Хокинс маленькая, простенькая, симпатичная, но на вульгарный вкус (для моих дорогих одноклассников, если таковые прочитают этот текст, скажу, что она как две капли воды похожа на Л.С.) Она работает в овощном магазине упаковщицей. От первого мужа у нее двое мальчиков. Почему они с мужем рассталась, неясно; может быть, Джинджер решила, что со своей фигуркой и вертлявой попкой может найти кого-то повиднее и побогаче. Напрасно она так поступила – первый муж был хороший дядька. Да ее теперешний бой-френд Чили ничуть и не богаче. Впрочем, он тоже человек нормальный, любит свою подружку всем сердцем. Поселившись в квартире Джинджер, Жасмин попадает в окружение, которое ей ну нисколько не по душе. Чили, его дружок коротышка Эдди, вечные пьянки, пошлые разговоры. Эдди видит, что Жасмин не занята, хочет закрутить с ней, но она дает ему от ворот поворот. Не хватало ей, ко всем ее радостям, этого плебея. На самом-то деле, ребята никакие не выпивохи, просто оттягиваются после тяжелого трудового дня, они же физически трудятся все. И они не грубые, а добродушные, по-своему даже чуткие. Если можно провести параллель между «Жасмин» и пьесой Т.Уильямса «Трамвай «Желание»: Жасмин, как и Бланш Дюбуа, в результате резкого снижения социального статуса попадает в среду «простых» людей, - то тут же надо отметить и различие: Бланш оказывается во власти хама, который хочет завладеть ею, чтобы унизить ее как аристократку, а Жасмин ни в чьей власти не оказывается, никто не собирается ее унижать, наоборот, эти работяги искренне сочувствуют ей и желают помочь. Да как ей поможешь, если она нос воротит: эта работа ей западло, та тоже западло. Никак до нее не дойдет, что она уже никакой не socialite, а обыкновенная баба, как Маша и Даша. Вот, благодаря тому же кривоногому Эдди, взяли ее на работу помощницей дантиста, чем плохо для начала? Нет, ей не нравится, работает спустя рукава, в промежутках между пациентами читает учебник по дизайну экстерьера: вот бы этим заняться, cool! Дантист сразу положил на нее глаз. С ухудшением социального статуса ноги и грудь женщины не ухудшаются, по крайней мере, не сразу, если она не станет лопать junk food в Макдональдсе. Но Жасмин не лопает, от того, чем питаются Джинджер и ее дружок, ее воротит, так что она сохраняет форму. Короче, дантист стал подбивать под нее клинья. Но она и ему дала отлуп: я, мол, не секретутка какая-нибудь, чтоб ложиться в постель с боссом. А что бы с ней случилось, если бы, положим, и легла? Дантист лет примерно сорока, полнолицый еврейский пентюх, явно холостяк и, может быть, девственник. На Жасмин он глубоко запал и определенно готов на серьезные отношения. Конечно, жаркого сексуального ответа с ее стороны не было бы – но не насытилась ли она жарким сексом с мерзавцем? Эх, ничему эти женщины не учатся. Она начинает ходить на курсы компьютерной грамотности, чтобы затем по компьютеру же выучиться на дизайнера экстерьера (в Америке и диплом врача можно по компьютеру получить – кто возьмет этого компьютерного врача на работу, другой вопрос). Но ничего ей в голову не лезет. Тут надо наконец сказать то, что я пока пропускал. Жасмин живет на психотропных препаратах. Сейчас она горстями глотает ксанакс, а раньше, в Нью-Йорке, употребляла прозак. Наверное, она подсела на него после семейной катастрофы, чтобы снять стресс. Но как ей могут помочь нейролептики, если она чуть ли не запивает их мартини? Нейролептики с алкоголем, самое гиблое дело. А кирять она пристрастилась еще до всяких семейных катастроф, прихлебывая коктейли на parties, фуршетах и прочих банкетах. Теперь ее коктейль – виски с ксанаксом, и она, при своем неповрежденном экстерьере, в интерьере превратилась в форменную невротичку, сама с собой разговаривает. (И напрасно она считала Чили и Эдди алкашами – чья бы корова мычала, а ее бы молчала). Фактически, положение Жасмин тупиковое. Но неожиданно ей повезло. Случайно она знакомится с мужчиной, который всем хорош: молодой, сексапильный, богатый, карьерный дипломат и вдовец! Поскольку карьерный и вдовец – ему нужна жена, которая бы стояла рядом с красивой улыбкой на дипприемах в Австрии: лучше, чем Жасмин, не найти! Поскольку богач, некуда деньги тратить – только что вложился в огромный дом, и ему нужен дизайнер интерьера и экстерьера: а Жасмин наплела ему, что она такой дизайнер и есть. Как наплела и много чего прочего о своем туманном прошлом. И что у нее было в голове? Мы-то, зрители, понимаем, лучше было бы все честно рассказать – может, дипломат все равно ее полюбил бы. А ложь, она ведь рано или поздно вылезет, и будет хуже. Но до Жасмин это не доходит – как увидела такого мужчину-пончика, тут ее и понесло. Он привозит ее в свои хоромы, они выходят на огромную террасу, смотрят на океан, выпивают по бокалу дайкири, целуются. Секс, великолепный секс до утра! Дипломат, видя, что и в физиологическом плане они тютелька в тютельку наложились, тут же делает ей предложение. Ура! Но кончается, как должно было кончиться: совершенно случайно дипломат узнает правду, и он не столько разочарован тем, что Жасмин никакой не дизайнер и даже у нее есть сын, пусть пасынок, как оскорблен в своих лучших чувствах: ну зачем она ему так нагло и глупо врала? И они расходятся, как в море корабли, Жасмин должна вернуться к своему разбитому корыту в лачугу Джинджер (это с ее точки зрения в лачугу, а так многие русские позавидовали бы подобной квартирке. В Америке даже упаковщица овощей, если работает full-time, может иметь приличное жилье, да). Но я не рассказал, что же тем временем происходило с Джинджер. Под вредным влиянием Жасмин, которая все накручивала ее, что она достойна лучшего мужчины, чем вахлак Чили; и тем более, что Чили постоянно грызся с любимой сестричкой, догадываясь о ее вредном влиянии; и тем более, когда Жасмин закадрила дипломата, - Джинджер стала думать: ну его, этого Чили; почему я не могу кого-то поприличнее найти, если сестра смогла? И она тоже закадряет довольно классного мужика, ну пусть не дипломата, так звукооператора. В конце первой же встречи – секс, великолепный секс до утра, ну пусть не во дворце, так на заднем сидении автомобиля! С милым и в шевроле рай. Тут же Джинджер забыла про своего увальня Чили и взялась хомутать звукооператора. Но совершенно случайно она узнала, что тот прочно и скучно женат и никаких серьезных намерений в отношении нее не имеет. Все, тут же решительная Джинджер забыла про звукооператора и призвала обратно Чили. И больше того: если раньше тот прибегал к ней и по-быстрому трахал, пока Жасмин дома не было, то теперь хитрованка поняла, что хватит хитрованить, так можно вообще без мужика остаться, и она сказала ему: «ОК, давай перебирайся ко мне!» (Ведь она же знала, что Жасмин в Австрию уезжает). И вот вам ситуация: Жасмин не солоно хлебавши возвращается к Джинджер, а там уже Чили в трусах и майке расхаживает. Что делать? Жасмин собирает чемодан и уходит, куда глаза глядят. У нее, правда, есть пасынок, но он с ней знаться не хочет. Дело в том, что Хэл попал в тюрьму по звонку Жасмин в ФБР, куда она из мести звякнула, узнав, что Хэл ей изменяет. Это, сказать по правде, не очень ясный в моральном плане момент фильма. Вообще-то павлики морозовы в Америке поощряются, американцы стучать любят и считают это делом чести, доблести и геройства. (Такие образцовые граждане называются по-английски whistle blowers, не стукачи то есть, а свистуны. Большая разница, все равно что шпионы и разведчики!) Тем более, Хэл был и в быту негодяем. Тем более, если бы Жасмин на него не насвистела, то рано или поздно сама бы села, ведь все фальшивые купоны, как уже было сказано, подписывались ею. Так или иначе, эта сюжетная загогулина ненужно усложняет ясный и понятный фильм. У фильма открытый конец. Зритель расстается с Жасмин, не зная, что с ней будет. В принципе, может и пропасть. Если, конечно, не извлечет уроки из своего прошлого и не возьмется наконец за ум, не бросит свой снобизм и алкоголизм. В Америке есть полно хороших лечебниц для отшибания алкогольной зависимости и клубов для бывших алкоголиков, ААА называются, "Анонимные алкоголики". И Жасмин необходим хороший психотерапевт. Для получения квалифицированной психотерапевтической помощи в Америке вовсе не обязательно быть богачом, в любой больнице тебе поможет социальный работник, совмещающий конкретные услуги по трудоустройству с психологической поддержкой. Если Жасмин начнет упорно трудиться, норковых шуб у нее, конечно, больше не будет, но прилично прожить она сможет. В Америке тот, кто трудится, не бедствует. И даже тот, кто не трудится, тоже не бедствует, ведь существует т.н. вэлфер, пособия по безработице и различные социальные программы для неимущих. Главное, повторяю, чтобы Жасмин избавилась от своего снобизма и не побрезговала всеми этими ресурсами воспользоваться, как делают миллионы честных хороших простых американцев. Теперь, аккуратно все пересказав и чуть-чуть поразмышляв, я хочу предостеречь тех читателей, которые подумали: это он так описывает с закидонами да подначками, а на самом деле фильм должен быть совсем не тот, Вуди Аллен не мог этого снять, он человек насквозь иронический, а тут басня какая-то поучительная получается, «Стрекоза и Муравей». Не гонись за гламуром, учись на антрополога, трудись в поте лица своего антропологом, лечись от алкоголизма, не гордись, по одежке протягивай ножки, а не то ждет тебя, брат, холодная, голодная зима. Но если вы посмотрите фильм, то убедитесь, что он и есть такая басня. Постарел, что ли, Вуди? Иронист превратился в моралиста? Я вовсе не хочу сказать: поучай, мол, Вуди, своих внучат-паучат. И я не считаю, что кинобасня – презренный жанр. Но басни бывают хорошие и не очень. Мораль хорошей, как концовка тоста тамады, должна быть неожиданной. А «Жасмин» неожидан только в одном смысле: примерно с середины фильм становится настолько предсказуемым, что думаешь: э-э нет, не может все так быть просто, нас ждет некий сюрприз. Но сюрприза не следует. И только в этом весь сюрприз. А так фильм приятный, смотрится легко, на одном дыхании, рекомендую вашему вниманию, ссылка прилагается. Вуди Аллен и Кэйт Бланшетт на съемках фильма или Дорогие посетители сайта! Недавно я писал о старом фильме по рассказу Д. Тэрбера "Тайная жизнь Уолтера Митти". Теперь вышел новый американский фильм по этому же рассказу с Беном Стиллером в гл. роли и в кач-ве режиссера Вот ссылка на него. Смотрите и сравнивайте, что лучше, старое или новое. Всего хорошего! <iframe src="http://vk.com/video_ext.php?oid=-44587997&id=167385075&hash=98ed846e55e1f40f&hd=1" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe> Автор С. Бакис Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5). Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. С.Бакис | |
Просмотров: 1665 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |