Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Жора КРЫЖОВНИКОВ |
«Горько!»
Режиссер Жора Крыжовников (Андрей Першин). Сценарий Алексея Казакова, Николая Куликова и Жоры Крыжовникова. Авторы идеи Илья Бурец и Дмитрий Нелидов. 2013 Итак, идея Ильи Бурца и Дмитрия Нелидова (они же продюсеры). В чем же идея? В городе Геленджике Рома женится на Наташе. Отчим Наташи Борис Иванович, бывший десантник, а ныне очень конкретный человек, VIP городской администрации, предлагает организовать свадьбу как положено, в центральном ресторане. Но балованной Наташе идея не нравится, ей кажется, это скучно и пошло. Молодые тайком заказывают свадьбу у моря, очень классную. Чтобы оплатить вторую свадьбу, продают автомобиль, который Борис Иванович наперед им подарил. Так получается, что обе свадьбы в один день. Рома с Наташей сначала побыли на свадьбе по проекту Бориса Ивановича, а когда все гости так упились, что уже не видели не только жениха и невесту, а вообще на глаза не видели, убежали на свадьбу у моря. Там все оказалось действительно классно, как и обещал организатор мероприятия или, возможно, хозяин ресторана с не очень русским именем Семен: белый зал, полный воздуха и света, все время звучит песня на иностранном языке с однообразным квакающим звуком и такими словами: «Ла хэйнт эстам лёка эстам сивала сиблэ сивала сьеса сивала ноче сивала сьеса сивала сьеса сивала сьеса» (возможно, я недослышал некоторые слова). Все чисто-аккуратно, никакого хамства и блевотины. Это достигнуто за счет того, что гости на свадьбе подставные, им проплачено, чтобы они вели себя прилично, сидели тихо, только негромко кричали «горько». Наташа с Ромой, собственно, видят эту клаку впервые. Тем временем на гигиеничную свадьбу #2 приваливает свадьба #1 – оказывается, она не настолько еще окосела, заметила пропажу виновников торжества, каким-то образом напала на их след и вот явилась в полном составе. Семен в панике: сейчас эти варвары начнут блевать. Но он оказался слишком большим оптимистом. Началось с того, что брат жениха Леша по кличке Хипарь, недавно вернувшийся из тюряги, приказал диск-жокею поставить нормальную музыку, а когда тот замялся, хрястнул его чем-то тяжелым по башке (мог бы вообще замочить ненароком, да подруга Ксюша уняла его: «Харэ, харэ»). Дальше больше. Под звуки популярного шлягера «Одиночество - сволочь», который Леша запустил вместо «Сивала сиблэ», наши начали крушить на хрен Семеново заведение, чего и следовало ожидать. Сами посудите: наши – это, с одной стороны, криминальная братва брата Леши, с другой, друзья Бориса Ивановича по десантуре – ребята тоже еще те. Мог ли этот адский коктейль совместиться с нанятой Семеном жидкостью без цвета и запаха? В общем, кончилось нехорошо. Охреневший брат Леша сгоряча пальнул из своей пушки в своего – хуже того, он пальнул в Бориса Ивановича, безосновательно приревновав его к Ксюше, в результате чего тот душу, слава богу, не отдал, но охромел. Короче, торжество безнадежно смято, и это еще мягко сказано. Ну, а в самом конце фильма происходит катарсис/апофеоз. Дуреха Наташа просит прощения у родителей. Мать Ромы толстая хабалка Люба, парикмахерша, начинает рыдать. И изящная мать Наташи Татьяна, без определенных занятий, просто жена ответственного работника, начинает рыдать. Борис Иванович зауважал Рому: «Здорово ты мне припаял, не ожидал даже от тебя» (да, ему от обоих братьев досталось!) Более того, он протянул руку дружбы мудаку Леше: тот же не со зла в него пальнул, просто перебрал человек малость, с кем не бывает. Под песню Григория Лепса «Натали» все обнимаются, целуются и наконец-то по-настоящему осознают себя родней. Образ Наташи, можно сказать, перерастает в символ нашей родины шальной, которая порой сбивается со своего самобытного пути в сторону Семенова ресторана с его дистиллированными напитками и непонятными песнями, но в конце концов возвращается к истокам и корням. Не подумайте чего дурного: никаких намеренных символов, метафор, аллюзий и прочих фиг в кармане в «Горько!» в помине нет, это мне так, невольно в голову пришло. Что как раз говорит в пользу фильма. Картина, премьера которой прошла в России в октябре, имеет невероятный успех, она уже шестнадцатикратно окупилась, нечто невероятное для химерной российской кинопромышленности. Еще более невероятно, что кинокритики от этой картины про пиплов и для пиплов в таком же восторге, как сами пиплы. Конечно, пиплы, те просто хавают, а критики умеют придать своим впечатлениям округлую вербальную форму. Кинокритик Андрей Плахов из газеты «Коммерсантъ»: «Фильм показал, что, если у создателей есть талант, попсовый сюжет необязательно должен быть воплощен плоско и пошло. <…> Фильм берёт и практически всюду выдерживает правильную интонацию между сарказмом и снисхождением, иронией и нежностью. В нём нет затянутых сцен, монтаж энергичен, артисты играют самозабвенно, но режиссёр их вовремя ограничивает рамками сюжета и времени». Главный редактор журнала «Empire» Борис Хохлов назвал фильм «одной из лучших российских комедий последних лет, которая может стать по-настоящему народной». «Все силы они бросают на аутентичную, затягивающую картинку (эффект присутствия создаётся потрясающий) и сценарий, в котором буквально что ни реплика, то потенциальная крылатая фраза», — отметил кинокритик. «Это броское, смелое и вызывающее, но ни в коем случае не пошлое кино — и, к слову, после него патриотизм и любовь к своей стране и народу просыпаются не в меньшей степени, чем после той же „Легенды № 17"», — добавляет Борис Хохлов. Антон Долин из журнала «Афиша» назвал фильм одной из самых смешных российских комедий за весь постсоветский период. По словам кинокритика, главной мыслью фильма было то, что семья и родина — дар, от которого не отказываются и который не выбирают: «И когда все хором, со слезами уже не растерянности, но любви, всё-таки запевают треклятую лепсовскую „Натали" (песня звучит и в титрах в оригинальном исполнении Григория Лепса), сам себе не веря, начинаешь подпевать. И все печали утолены». По словам обозревателя газеты «Коммерсантъ» Лидии Масловой, свадебный ритуал в фильме представляет собой «модель гражданского общества в миниатюре и вмещает в себя всё и всех: весь спектр эмоций, весь репертуар дичайших выходок, все стилистические варианты безвкусицы и весь паноптикум эксцентричных персонажей в пограничном состоянии». Обозреватель информационного агентства «Интерфакс» Александр Пасюгин отметил, что в фильме, как и в произведениях Гоголя, Крылова, Салтыкова-Щедрина, есть «гротеск в сочетании с реализмом, обманчивая документальность, эффект узнавания». «И ведь „Горько!", как и произведения Гоголя, не становится чернухой при всей мрачности и безысходности показываемого на экране», — говорит Александр Пасюгин. Обозреватель журнала «Сноб» Вадим Рутковский назвал ленту лучшей комедией года и «очень изобретательным, виртуозно поставленным и богатым на точные детали» фильмом. (Все это процитировано из Википедии). Читатель, знающий мою привередливость, наверное, ожидает, что сейчас я одним ударом сокрушу семерых и неопровержимо докажу, что «Горько!» - говно. Вот и не угадали! Я с удовольствием вхожу в компанию восьмым, если меня примут. А мнения экспертов привел потому, что мне лень растекашиваться мыслию по древу насчет того, что, как божий день, ясно всякому, посмотревшему эту уморительно смешную картину. Не в том роль критика, чтобы делать ясным фильм, которого зрители не видели – это реклама, а не критика. Надо прояснить фильм, который они видели. Или хотя бы выразить свое личное впечатление. Какое же мое впечатление? Оно такое: картина внушает надежду. Относительно русского кино? М-да, и это тоже. Кто такой Жора Крыжовников, режиссер ее? Наверное, если поискать, можно наскрести о нем какие-то сведения, как можно наскрести их об исполнителях большинства ролей. Где-то они светились, в каких-то мутных фильмах и сериалах. Но кто это смотрел? Вот Юлия Сулес (в девичестве или в предыдущем замужестве Стадник). Я таки справился по поводу нее в сети и обнаружил, что она, оказывается, сыграла в дюжине фильмов, и в том числе следующих: «Здрасьте, приехали!», «Здравствуй, Гриша», «Здравствуй, племя молодое». Возможно, я немного фантазирую, но русское кино как бы испытывало подспудно необходимость дать этой артистке возможность поздоровкаться с народом; ощущало огромный резервуар коммуникабельности, распирающий эту феноменальную толстуху. Но Жора Крыжовников-Першин стал первым, кто позволил ей в охотку поиграть, да что там поиграть – позволил ей быть тем, что она есть. В этом вообще секрет фильма «Горько!»: явившийся невесть откуда под шутовским псевдонимом режиссер дал Юлии Сулес, Юлии Александровой, Егору Корешкову, Елене Валюшкиной, Василию Кортукову, Даниле Якушеву, Валентине Мазуниной, Сергею Лавыгину, Анастасии Добаховой и т.д. быть Юлиями, Егором, Еленой, Василием, Данилой… словом, быть самими собой и тем, что они есть, а есть они плоть от плоти современного русского народа. И получив вольную, егоры, валентины и василии расходились-раскочегарились до такой степени, что комулятивный эффект их сотворчества можно точнее всего обозначить словами «дикий балдеж». В фильме занята только одна «звезда» - Сергей Светлаков. Но вся фишка его привлечения на это безумное пиршество состоит как раз в том, что он играет, во-первых, самого себя (Борис Иванович «организовал» его из столицы в качестве «свадебного генерала»), во-вторых, играет себя – не звезду, а того Сергея Светлакова, который еще сохранился за почти приросшей маской героя «Комеди Клаб». Борис Иванович обращается к нему средь шума и звона свадьбы: «Серега, скажи мне, вот кстати, как ты сам-то в шоу-бизнес попал? Ты ж простой уральский парень, как я, как Вадим Дмитрич. Как у тебя получилось туда попасть? Так же просто не бывает». И Серега, поняв, куда Борис Иванович клонит, отвечает честно и по существу поставленного вопроса: «Я не гей». «Вот это ты молодец! Как бы тяжело с бабами ни было, надо держаться!» Наверное, желая подтвердить свое простое уральское происхождение, Светлаков на протяжении всего фильма не делает ничего, кроме того что он упорно и сосредоточенно упивается в стельку. И еще он, кажется, вынул голову из салатницы и стал подпевать, когда десантники затянули свою любимую: Расплескалась синева, расплескалась, По тельняшкам разлилась, по беретам, Даже в сердце синева затерялась, Разлилась своим заманчивым цветом. За дюралевым бортом шум моторов, Синева лежит на крыльях, как краска. Ты не бойся синевы, не утонешь, Это сказочная быль, но не сказка. Выисканные, высвобожденные из серых сусеков еженедельной ТВ-продукции безымянные артисты и артистки, покатившись колобками по вольной воле, вдруг выдали на-гора офигенно веселый и отвязный фильм. Чем черт не шутит: не продемонстрирует ли остальной русский народ аналогичных результатов в иных и прочих сферах, если дать ему развернуться? Вот в чем главная надежда, промелькнувшая в голове моей. Но тут же мысль дает задний ход: а что же, что он продемонстрирует? Черномырдин сказал: как бы советская промышленность ни конвертировалась, на выходе все равно получается автомат Калашникова. Ну дадут народу волю, наконец, и что же? Выйдет то же самое «Горько!», но уже в грандиозном масштабе 130 или сколько там миллионов : 130 гостей из организованной Жорой Крыжовниковым свадьбы. Загуляет этот Стелька Разин так, что мало не будет, нынешний уровень гульбы и пития покажется детским садом в мертвый час. В сущности, этот фильм не выявил и не предрек ничего нового. «Потом поймали жениха и долго били» - помните из Высоцкого? Кто бил жениха? Неужели проникшие на свадьбу лица кавказской национальности? Да ничего подобного, дружки жениха и били. Так какая может быть надежда? Так и будем вечно жить в своем родном русском бардаке. Ну да, ну да. Но все-таки… родной он. Интересно в нем, нескучно, весело! Талантливо мы, черти, пьем и бьем. С замахом! С размахом! Бывали на американской свадьбе? Там мухи с тоски дохнут. Пишу это, конечно, с некоторой долей иронии. Но только с долей. Талант заражает, любой. Тот, кто читает мои статьи подряд, может заметить, что совсем недавно, в тексте о фильме «Географ глобус пропил», я холодно и отстраненно говорил прямо противоположное тому, что говорю сейчас. Но я не противоречу сам себе – просто Велединский, ну, не заражал, а Крыжовников заражает. Не надо иллюзий. Вся сила картины «Горько!» как раз в том, что без всяких потуг на анализ и объективность она, просто в силу своей редкой органичности, достигает голографического эффекта – говорит про народ всё: и хорошее, и жуткое. Песня десантников куда как душевна и красива, но она родилась ценой Афгана и Чечни; кому нужны красивые песни за такую цену? А так и десантники, и братки обожают Григория Лепса. - он, а не какие-нибудь Чайковский с Рахманиновым противопоставлен в фильме тарабарщине «сивала ноче, сивала сьеса». В.В. Путин недавно отправил Лепсу телеграмму: «Уважаемый Григорий Викторович! Поздравляю Вас с юбилеем – 50-летием со дня рождения. Вас и Ваше творчество знают и любят миллионы поклонников современного эстрадного искусства. Секрет такого успеха кроется в большом таланте и увлеченности своим делом, в собственной, авторской манере исполнения песен и особой энергетике, которая производит на слушателей и зрителей поистине неизгладимое впечатление. Желаю Вам и Вашим близким здоровья, удачи, всего самого доброго". Хитрый Путин держит нос по ветру, он уважает народный вкус. Кто такой есть Григорий Лепс-Лепсверидзе? Родился недалеко от этого самого Геленджика, в городе Сочи. « Отец, Виктор Антонович, работал на Сочинском мясокомбинате, мать, Натэлла Семёновна, — на хлебном заводе. После службы в армии в Хабаровске работал на танцевальной площадке, в сочинском парке «Ривьера», пел в ресторанах Сочи, играл в рок-группах. В конце 80-х был солистом группы «Индекс-398». В начале 1990-х Григорий Лепс исполнял романсы в ресторане «1.3.7» в сочинском отеле «Жемчужина». (Википедия). Путин взобрался на эстраду отеля "Жемчужина" и от имени российского народа, правительства и себя лично поздравил ресторанного кузнеца бабла. Что ж, надо смотреть правде в глаза: Лепс, а не Высоцкий сегодня народный кумир. Десантская синева разлилась по ресторанам. Народ есть такой, какой он есть, и нечего глаза отводить. «Горько!» не только смешной, но и горький фильм. Но в конечном своем эффекте он заставляет любить этот народ. Сумбурная яркость фильма может, конечно, вызвать подозрение, что эта вспышка народного гения носит случайный характер. Не были ли, однако, все самые могучие проявления русского духа, от победы над поляками под Москвой в 1612 году, день которой сейчас отмечается в России как праздник народного единства, до победы над немцами под Москвой в 1942-м, – разве не имели они тот же характер случайности или чуда? Да, конечно, китайская угроза и все такое. Китайцы сплоченны и дисциплинированны, в этом их сила. Но они скучны, в этом их ахиллесова пята. Фрицы тоже не смогли раздавить русских своей занудливой железно-ахилесовой пятой. Наши победили, потому что были веселые. Помните короткометражку «Праздник Нептуна», чей рекорд по прикольности держался двадцать лет, пока «Горько!» его не побило? Там наши от мала до велика сигали в ледяную полынью и ни хрена не простужались на диво и зависть датчанам и всяким прочим шведам, потому что были веселые дураки. Так что надежда есть, надежда все-таки есть. Сдерживая свое чисто зрительское удовольствие, я как строгий судия прекрасного должен отметить, что заключительная часть фильма (свадьба #2) не очень прекрасна. Здесь удалая и неожиданная спонтанность картины как-то иссякает, сменяется тягомотной заданностью. Такие финалы мы не раз уже видели. К тому же некоторая зловещая жесть финала не стыкуется по жанру со всем предыдущим. Может быть, Жора Крыжовников так и хотел, чтобы в конце на минуту стало страшно или грустно, но... гоголевский смех сквозь слезы у него не очень получился. Честное слово, было бы лучше, если бы этот поток русского сознания где-то в конце второй трети просто оборвался, как «Улисс» Джойса. Да так нельзя, фильм есть фильм, пришлось как-то связать концы с концами, и это получилось не очень удачно. Но скажите: когда русский народ доводил что-нибудь до удачного конца? Так что я, возможно, ошибаюсь, и финал картины – столь же конгениальное выражение русского духа, как ее начало и середина. Исполнители ролей с Жорой Крыжовниковым в их центре. С.Прокофьев. Кантата "Александр Невский": нашествие крестоносцев и наша победа! Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5). Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. С.Бакис | |
Просмотров: 3760 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |