Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 24.04.2024, 06:59
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Золтан ФАБРИ

«Господин учитель Ганнибал» (“Hannibal tanar ur”)
Режиссер Золтан Фабри. Сценарий Золтана Фабри, Иштвана Генеша и Петера Саса по повести Ференца Мора «Возрождение Ганнибала». Венгрия. 1956




     Одноглазая девочка больше не заглядывает в скворечники.  
                                                                                Шутка такая       

Я питаю пристрастие к этому фильму еще и потому, что, кроме своих очевидных достоинств, он заставляет меня вспомнить о родном городе. И это неудивительно – Черновцы когда-то принадлежали Австро-Венгрии. В пору моей молодости печать Habsburgisher Reich лежала не только на домах, но и на людях, разнообразных последних могиканах затонувшей империи. Теперь дома стоят, но те люди давно исчезли. Ладно, что говорить.
А вот была в моем городе чудная маленькая улица Клары Цеткин, вся в цветах. Городок, где происходит действие картины, как та улица Цеткин. "Ганнибал" начинается под уютную музыку, светит солнце, бегают детишки в гольфах и коротких штанишках на шлейках,  владельцы лавок приятными улыбками зазывают дам и господ почтить их заведения вниманием. Рай земной. Но это предвоенное время, Венгрия фашистская страна, и скоро, скоро настанет конец света, конец старого света. Население городка об этом не догадывается, живет себе, как всегда жило. Солнце томно льет свои лучи на розы и другие цветы, которые цветут и пахнут, на мужчин и женщин, которые томительно хотят совокупляться с супругами и любовниками. Гимназисты томятся на уроках, дожидаясь переменок под нудные рацеи застегнутых на все пуговицы учителей - и как только те не расплавятся в своих цельнометаллических мундирах? Все это напоминает «Амаркорд» Феллини, и действительно, картины близки по смыслу и по духу, только «Ганнибал» - интеллектуально более резкий фильм, более властно побуждающий зрителя задуматься, более горький и насмешливый. Можно сказать так: «Ганнибал» - это «Амаркорд» в черно-белом изображении. 
Герой картины - учитель-латинист Бела Нюл (Эрне Сабо), маленький человечек, похожий на Чарли Чаплина, но без его эксцентрики, нормальный школьный учитель, ветеран Первой мировой войны, отец четырех девочек и, возможно, еврей. Последний момент так и останется  непроясненным, как неясно, был ли евреем Чаплин. И этот момент почти не имеет значения – или имеет то же значение, что национальность чаплиновского Бродяжки. Если еврей, то это и у Чаплина, и у Фабри обозначение не столько национальности, сколько «маленького человека»; Акакий Акакиевич в гоголевской «Шинели» предельно мал – но будь он Абрамом Абрамовичем, он был бы запредельно мал.
Бела написал небольшой трактат, в котором доказывал, что полководца Ганнибала не отравили враги, как это принято считать, а убили революционные мятежники. В историческом журнале трактат отклонили, сочли чепухой. Ну отклонили и отклонили, Бела не убивается, у него больших научных амбиций нет. Но вот в один прекрасный день в общенациональной газете проскакивает сообщение, что видный политик, депутат Мураи, упомянул трактат Белы в какой-то своей речуге. Неизвестно, конечно, в каком контексте он упомянул... но вряд ли в негативном... что вредного мог написать Бела Нюл, безвреднейший на свете муравей? Значит, директор гимназии на учительском собрании отмечает «большой успех одного из нас, господина Нюла». А время-то какое было? Тоталитарное время. Когда Сталину хлопали, главная проблема стояла, кто первый прекратит. Раз Бела Нюл у нас теперь герой, ни один учитель не рискнет остаться в числе не выразивших восхищения. Белу осыпают поздравлениям, цветами и подарками. Этот день и вечер этого дня становятся пиком жизни маленького учителя. А ночью к нему приходит во сне Ганнибал. Они пьют вино, курят шикарные сигары из преподнесенной Беле коробки, и хозяин спрашивает гостя: «А правда, что тебя, это самое, разорвала толпа?» Ганнибал не отвечает – то ли ему неприятно вспоминать этот эпизод, то ли не хочется расстроить приятеля отрицательным ответом.
Наутро город получает следующий номер газеты с более развернутым сообщением о речи Мураи. Оказывается, тот привел трактат Нюла как пример революционной пропаганды, идеологической диверсии красных. Сегодня, когда наша нация едина как никогда, мы должны быть и бдительны как никогда, ибо всякие мерзкие писаки стремятся... бла—бла—бла! Участвуя в таком удивительном возрождении национального духа, когда вся великая мировая история, от древних гуннов до древних римлян, встала за нашими плечами, чтобы поддержать наш народ в годину, когда он поднимается с колен, мы не можем смотреть сквозь пальцы на всякие вроде бы невинные исторические разыскания, которые, на самом-то деле... бла-бла-бла! И тем более на данное разыскание, то есть происк, побочная цель которого, несомненно, поссорить нас с нашими братьями по духу, замечательными итальянскими фашистами! 
В общем, бедный Бела влип. И как этот злополучный трактат попал в руки Мураи? Позже выяснится, что жена Белы, обиженная на исторический журнал, зарубивший его статью, тайком послала трактат господину депутату, который, оказывается, учился с мужем в одном классе. Но так или иначе, наутро Бела из героя превращается в антигероя. По дороге в гимназию он видит надпись на стене: «Бела Нюл – предатель!» Ну и реакция у местных патриотов! Директор гимназии не менее оперативен: на экстренно созванном собрании он требует от Белы, чтобы тот повинился и вообще идейно разоружился, потому что давно, давно уже весь коллектив заприметил, что вы, господин Нюл... бла-бла-бла! Но Бела упрямо твердит, что никаких политических аллюзий трактат его не содержал, а потому и каяться ему не в чем.
Скверно, очень скверно. Но дело еще можно поправить. Завтра Мураи приезжает в городок для выступления на митинге -  жена, сознавшись в своем проколе, надоумливает Белу сходить к нему, объяснить всё и попросить, как бы сказать, дезавуировать свое обвинение: из чьих уст оно вышло, в те пускай и вернется.
Бела так и поступает. Мураи, огромный усатый жовиальный господин, встречает Белу сердечно – как же-как же, он прекрасно помнит его, забыть ли те совместные мальчишеские проказы? А ввернул он Белу в свою речь совершенно случайно, ну просто референт сунул текст в самый последний момент. Мураи угощает Белу хорошим обедом под бутылочку токайского, потом приглашает искупаться в бассейне с искусственными волнами (Бела едва не тонет, ведь он плавать не умеет), потом, как только утопленника откачали, подружка-потаскушка депутата утягивает его на танцплощадку (не только она, но и мы, зрители, хохочем, наблюдая, как полуживой Бела, уцепившись ручками за бретельки потаскушкина купальника, дергает голыми ножками, выделывая фигуры твиста). На прощанье Мураи заверяет Белу: не бери дурного в голову, дружище, завтра всей этой нелепой истории будет положен конец!
Завтра, на многотысячном сборище на стадионе, депутат Мураи, тыча в Белу жирным пальцем с высокой трибуны, орет: «Вот из-за таких еврейско-большевицких подпевал, как этот... БЛА-БЛА-БЛА!» «Вчера ты обещал мне сказать совсем другое!» - кричит снизу Бела, как Евгений Медному Всаднику. Толпа, на мгновение расступившаяся перед отщепенцем в ужасе и омерзении, теперь хочет сомкнуться и раздавить его... он выскальзывает, бежит... и, не находя другого убежища от разъяренных сограждан, вскарабкивается на трибуну к Мураи. «Скажи им что-нибудь поскорей!» - шепчет тот. И Бела говорит. Спотыкаясь, он бормочет в микрофон, что хотел выразить своим трактатом совсем другое... революция, о которой он писал, не социальная, а национальная революция, да, она красная, но не как знамя, а как венгерская кровь... бла-бла-бла!  «Вот видите! – обрадованно кричит Мураи. – Мы неправильно его поняли, он наш, наш человек!» «Ур-ра, да здравствует наш Бела Нюл!» - вопит толпа. И она снова бросается на него, чтоб раздавить не в злобных, а в любовных объятиях. И Бела опять пускается  наутек - взбирается по выжженным палящим солнцем ступеням на вершину какого-то полуразрушенного мегалита – гуннского? римского? египетского? - и, теснимый восторженной оравой, летит со стены вниз головой.
Старая, как мир история: человеческое зернышко встряло промеж политических жерновов.  Надо было ему, бедному, держаться подальше от этой мельницы. В былые времена такое было возможно,  - но тоталитаризм на то и тоталитаризм, что не дает человечку забиться в щель, достает его отовсюду своим длинным когтем.
Остается две загадки. Первая: странно двойственное поведение депутата Мураи. Я сравнил Белу с Чарли. В таком случае, Мураи можно сравнить с миллионером из трагикомедии «Огни большого города», который подшофе милел к Бродяжке человеческой лаской, а на трезвую голову переставал его узнавать и прогонял прочь. Так и Мураи, с точностью до наоборот: в плане личного общения он нормальный мужик, в опьянении же демагогической риторики становится монстром. Что касается поведения горожан, то оно хорошо описывается в терминах фрейдовских и фроммовских теорий психологии толпы. По-простому, суть их концепций  следующая: политика в ХХ веке стала такой, что, вступая в ее поле, обыкновенный человек отчуждается от себя, лишается вменяемости.
Неизвестно, что ждет впереди, но сегодня у нас с вами, дорогой читатель, все же накопился кое-какой опыт, а фашизм и коммунизм – человечество неосмотрительно упилось ими, как подросток на первой «хавере». В фильме такой лейтмотив: люди городка поголовно увлечены модным шлягером, песенкой «Маргаритки», понятия не имея, что напевают игривый текст под музыку марша итальянских фашистов. Два господина в ресторане дерутся, ударяя друг дружку задами о клавиши механического пианино - и оно играет фашистский марш. Певичка поет песенку «Маргаритки» - и оттягивающиеся в ресторане чернорубашечники вскакивают и отдают салют. Люди просто не знают, что за песни они поют, что за слова говорят. Между тем нечистая сила ловит их на слове, вовлекает в свои сети.
Загадка вторая: как Фабри относится к Беле? Возможны другие мнения, но мне кажется, что в интонации фильма совсем не слышно того, что можно назвать «брехтовской требовательностью». Фабри не призывает Белу и таких, как он, к ответственности, не восклицает патетически: «Маленький человек, что же дальше?». И не чувствуется, чтобы он осуждал Белу за отступничество. Для этого Фабри был слишком серьезным, слишком реальным художником. И время, когда он делал свой фильм, 1956-й год, было еще временем серьезным, всего десять лет после войны. Тогда еще стыдно было пустые разговоры разговаривать - слишком свежи были память и раны. Если Фабри чего не любил, так это демагогии; потребуй он от Белы слишком многого, это тоже была бы демагогия. Потому что маленький человек, ну что он может, что от этой шестерки зависит в глобальном пасьянсе?  Да, сдался, да, отрекся... но он же не Галилей: отравили этого Ганнибала или разорвали на клочки, какая разница, земля в зависимости от решения этого вопроса не перестанет вращаться вокруг солнца. У Белы четверо дочерей, вот что. Которых надо еще до ума довести, замуж выдать. Эх, жалко, жалко, что не удалось бедняге смыться от этих оглашенных.
«Так о чем же тогда фильм, дорогой С.Бакис? Неужели Фабри говорит нам: держись, мол, сверчок, подальше от тех, кто «делает историю», знай свой шесток? Мещанством это попахивает, неправдоподобно такое послание со стороны  прогрессивного кинорежиссера социалистической страны!»  А вот представьте себе, что такое именно  послание! Забейся поглубже в щель и не делай лишних движений, не помогай острому геббельсовскому когтю подцепить тебя. Не умеешь плавать - не лезь в бассейн с искусственными волнами!
(На одной из моих бесчисленных работ в Черновцах у меня был начальник, хороший человек, но со  странностью: он мог что-то подписать только под пыткой. Мы были в неплохих отношениях, и однажды он рассказал мне такую историю. В начале войны в его село, в сороковом году ставшее советским, вернулись румыны. Учитель велел классу написать сочинение во славу воинов-освободителей. Мой будущий начальник, десятилетний мальчик, жил на краю села и одним из первых стал свидетелем этого эпохального события. Сочинение его вышло коротким: "Я видел, как утром такого-то числа славные румынские воины-освободители въехали в село на четырех каруцах (т.е. телегах)". За такую приземленность мышления учитель больно отстегал мальчика линейкой по пальцам. После этого рассказа я понял, почему мой начальник отказывается что-либо писать и подписывать. Жаль, Белу не отстегали вовремя по пальцам).  
Такая вот апология мещанской индифферентности. Правда, тут надо еще разобраться, что такое мещанство, что такое венгры и что за человек был великий венгерский режиссер Золтан Фабри. Разговор об этом я надеюсь продолжить в тексте о его картине «Пятая печать», который появится на сайте в понедельник.




Автор С. Бакис

Категория: Золтан ФАБРИ | Добавил: ovechka (25.08.2012) | Автор: С.Бакис
Просмотров: 1684 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: