Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 26.02.2020, 05:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Григорий АЛЕКСАНДРОВ

"Волга-Волга" - "Карнавальная ночь"

Дорогие посетители сайта! К сожалению, по техническим причинам мы не смогли предложить для просмотра вырезанные из фильма "Волга-Волга" фрагменты. Поэтому мы выкладываем фильм полностью, а вам придется самим находить в нем нужные места. Для этого мы сообщаем вам, так сказать, "временн'ые диапазоны" фрагментов.

 
"Волга-Волга"
 (полная версия)
 
1-й фрагмент:  22:05 - 35:09
2-й фрагмент:  77:59  - 97:47
 
 
 
 
 
"Карнавальная ночь"
 
                                                         Фрагмент
                                     
 
 просмотр он-лайн
 
 

Если века начинаются все-таки не в нулевой, а в первый год, то от начала ХХ-го века до премьеры фильма «Карнавальная ночь», состоявшейся в канун 1957-го года, прошло ровно столько же времени, сколько от этой премьеры до нынешнего года: пятьдесят пять лет. За которые из этих пятидесяти пяти мир изменился больше? При всех разговорах об ускорении времени мне все же кажется, что за первые. Но, может быть, я не прав.  Может быть, осознать изменения, случившиеся на твоем веку, труднее, чем на чужом. Так или иначе, «Карнавальная ночь» возвестила и воплотила хрущевскую оттепель, как «Покаяние» - Перестройку. Примечательно, что Эльдар Рязанов начал свой фильм раньше, чем Хрущев сделал антисталинский доклад на ХХ съезде, а Тенгиз Абуладзе окончил свой раньше, чем Горбачев объявил Перестройку: таким образом, оба фильма стали как бы буревестниками перемен.

С другой стороны, разница между ними так же велика, как и сходство. Человечество прощается со своим прошлым смеясь, а не плача. Если так, то логично,  что веселый, легкий и естественный фильм Рязанова обозначил пусть и менее радикальные, но зато более окончательные и четкие изменения в стране, чем трагично-метафоричный фильм Абуладзе. Что ни говори, а со сталинщиной после ХХ съезда было покончено в большей мере, чем с советчиной – в результате Перестройки.

В чем, однако, такая революционность «Карнавальной  ночи»? В конце концов, была же за 28 лет до "Карнавальной" "Волга-Волга", тоже фильм про бюрократа от культуры, - причем обоих бюрократов играет  тот же Игорь Ильинский. "Волга-Волга", между тем, была любимым фильмом Сталина. А этому Бармалею вряд ли что-нибудь антисоветское могло бы понравиться, не так ли?

Но разве не смотрел вождь идейно сомнительных булгаковских «Турбиных» во МХАТе столько же раз, сколько смотрел в Кремле «Волгу-Волгу»? Смотреть-то смотрел, но кто знает, сколько раз дьявол перечитывал Библию? У Бармалея были специфические мотивы для того, чтобы  любить «Дни Турбиных». Представьте, что некий революционный начальничек из матросов поселяется в квартире царского министра. И вот каждый раз, кушая свой любимый борщ с мозговой косточкой, он  с удовольствием листает приставленный к буханке ситного семейный альбом прежних  владельцев дома. Думаю, пересматривая в энный раз «Турбиных», Иосиф Виссарионович испытывал удовольствие того же рода. Можно провести и более жуткую аналогию: садист, похитивший девушку, смотрит домашнее видео, год за годом фиксирующее, как его пленницу с детства берегли и  лелеяли папа с мамой.

Наверное, «Волга-Волга» нравилась вождю также по косвенным причинам, пусть и не настолько далеким от творческих намерений ее создателя Александрова, насколько подсознательные корни его любви к «Дням Турбиных» отстояли от намерений Булгакова и мхатовцев. Возможно, Сталину нравился образ русского народа, каким он представлен в «Волге-Волге». Люди Мелководска – так называется удивительный город, в котором проходит  действие фильма, пока значительная часть его населения не  убывает речным путем на смотр самодеятельности в Москву, - эти люди дики; глядя на экран, Сталин мог  думать: «С такими людьми только так и можно поступать, как я с ними поступаю». Ему также могло нравиться, что народ так задорно поет и пляшет  в 1937-м году. Чтобы отвлечь более интеллигентные слои населения, пришлось устроить всесоюзное празднование убийства Пушкина; а этих мужиков нет нужды отвлекать – дай им только вволю попеть да поплясать.

Слушая «Песню о Волге», Сталин, говорят, дирижировал трубкой. Слушая «Пять минут», он, наверное, ворочался в гробу. Различия между фильмами  принципиальны:

1) Бывалов - идиот необъяснимый, клинический. В какую бы калошу он ни попадал, его не жалко, потому что он не человек. / Огурцова, можно предположить, довели до идиотизма трусость, догматизм и перестраховка. Он вызывает смех, но и жалость.

2) Бывалов дик, но и все окружающие его «положительные» персонажи на свой лад не менее дики. / Огурцов окружен более-менее интеллигентными людьми, в меру ироничными, с чувством юмора.

3) Бывалов абстрактен. Даже его имя-отчество мы узнаем лишь по табличке на двери его кабинета: «И.И.Бывалов»; впрочем, Иван Иваныч – это тоже абстракция. К тому же по имени-отчеству его никто не называет, исключительно «товарищ Бывалов». / Огурцова зовут Серафим Иванович; зритель чувствует, чем  «отдает» такое имя –  русским человеком из деревни или захолустного городка, возможно, из религиозной семьи: перед нами узнаваемый социальный тип сталинского выдвиженца. Манеры, повадки, ужимки, ударения, делаемые Огурцовым в словах, –  знакомые черты того же социального типа.

4) Бывалов не делает никаких глобальных заявлений, реагирует только на конкретное. / Огурцов «мыслит», причем его мысли состоят из сплошных официозных клише. Кроме того, он в своей речи употребляет названия советских учреждений, например, ВЦСПС, что рикошетом бросает сатирические искры и на эти учреждения. 

5) Над Бываловым никто не издевается: все-таки руководящий работник, какой ни дурак, есть руководящий работник. Он претерпевает всяческие физические лишения, то и дело падая, бегая на четвереньках, проваливаясь сквозь палубу парохода в воду и т.д., вследствие собственной неловкости, дерганости и глупости. / Над Огурцовым молодежь под руководством Леночки Крыловой-Гурченко откровенно издевается: его заставляют долго ждать в застрявшем лифте (хочется сказать против норм русского языка: «его застревают в лифте»),  запихивают ему в карманы карнавальные ленты и голубей вместо доклада и т.д. (Есть, впрочем, и общее между Бываловым и Огурцовым в плане отношения к ним окружающих. Банда Леночки и другие персонажи «Карнавальной», слушая Огурцова, обмениваются ироническими взглядами, иногда делают скрыто саркастические, не доходящие до тупого Огурцова комментарии, но не заходят так далеко, чтобы, пользуясь своим интеллектуальным превосходством, впрямую насмехаться над Серафимом Иванычем. Озорничать – одно: в праздники холопы испокон веку маненько озорничали над господами, и им сходило с рук: последние - прочитав, видимо, Бахтина, - относили шалости на счет карнавальной стихии и, скрипя зубами, терпели;  ехидничать – совсем другое, тут и без языка недолго остаться).

6)  Народное зубоскальство над бюрократами до войны поощрялось: Сталин  напускал хунвэйбинов на чиновный класс. В глухие послевоенные годы на любые насмешки над начальством было наложено вето. Положим, Райкин бесстрашно пропесочивал домоуправов и начальников райкультбытконтор, - но то был не народный, а индивидуальный и притом дозволенный одному отдельно взятому мастеру эстрады смех. Поэтому  коллективное издевательство над номенклатурным работником в 56-м году было воспринято как сенсация и долгожданный порыв свежего ветра. (Помню,  мой дядя говорил за столом в ту далекую новогоднюю ночь: «Товарищи, кто еще не посмотрел «Карнавальную ночь»? Я так хохотал - наверное, на улице было слышно. Поторопитесь: я уверен, эту картину обязательно запретят!»)

Это что касается различий между фильмами.

Теперь перейдем к стилю  «Волги-Волги»: он так же абсурден, дик и нелеп, как люди, населяющие Мелководск.

1) Абсурдность.

Фильм поставлен по сценарию Владимира Масса и Николая Эрдмана. По другим данным –  Эрдмана и Михаила Вольпина. Еще по другим – Вольпина, Эрдмана и самого Григория Александрова. В том варианте «Волги-Волги», который я посмотрел, прежде чем писать этот текст, в качестве сценариста указан один Александров. Сценаристы менялись по мере исчезновения тех или иных из них (в ходе съемок этой картины со всенародными песнями и плясками были арестованы также оператор фильма Нильсен <расстрелян> , директор фильма Дарецкий и другие члены съёмочной группы). Постоянной фигурой среди сценаристов оставался, во всяком случае, Эрдман. Который тоже «пропал» вскоре после выхода на экраны александровских «Веселых ребят» по его сценарию. Подвыпивший Качалов надумал на приеме в Кремле декламировать Сталину эрдмановские стихи, в частности,  «Колыбельную», - с таким концом:

                            Спят герои, с ними Шмидт
                            На медвежьей шкуре спит.
                            В миллионах разных спален
                            Спят все люди на земле...                                                   

                            Лишь один товарищ Сталин
                            Никогда не спит в Кремле.

Стихи Сталину совсем не понравились, но Эрдман был всего лишь сослан, и Александров ездил к нему за сотый километр, чтобы работать над сценарием. Эрдман был сатириком  par excellence, и вряд ли можно сомневаться, что сценарий  для нового фильма Александрова он писал в свойственном ему глобально-сатирическом ключе. Таким образом, удивительные особенности города Мелководска, в котором на  двадцатом году советской власти нет телеграфа, телефона и воды, -  проявление сатирического взгляда Эрдмана на советскую действительность. Григорий Александров никогда не был смелым человеком, и, улови он насмешку, он бы  от сценария отвернулся, как черт от ладана. Но, видимо, он истолковал сатиру как столь обожаемую им «бурлескность».  В результате, по мысли замечательного кинокритика Майи Туровской, «безоблачная праздничность александровского экранного кича, наложенная на структуру, вовсе не безобидную по своему смыслу, не только в свое время сделала картину "проходимой" (хотя к ней пришлось приложить дидактический эпилог), но в диахроническом аспекте <т.е. с точки зрения современного зрителя – С.Б.> увеличила ее пародийность, граничащую с абсурдом».

2) Дикость. Она связана, в первую очередь, с характером юмора фильма. Водовозы и дворники, распевающие опереточные куплеты,  отклячивая при этом покрытые фартуками зады  и выделывая канканные коленца; мужики, выполняющие задние сальто на ходулях; пляшущие вприсядку бабы, - все это соединяется в невообразимый стилистический волапюк.* Юмор картины преимущественно репризный: персонажи ведут диалоги, как клоуны в цирке, – реплика одного подготавливает  "отмочку" второго. Главный юмористический прием - каламбур, иногда словесный, типа: «Передайте товарищу Бывалову: на пароме телеграмма-молния застряла!» -  «Ох, будет грома из-за этой молнии!»; «Остановите пароход! Там несчастье!» - Бывалов: «Какое там может быть несчастье, когда я – здесь?». В других случаях в каламбуре соединяется словесное и действенное: Алеша Трубышкин (Андрей Тутышкин) говорит: «Чтоб мне провалиться на этом месте!», топает по палубе ногой – палуба проламывается – Алеша падает в воду;  люди с берега реки под диктовку Бывалова хором передают застрявшей на пароме Стрелке текст телеграммы: «Се-кре-тно!»; Стрелка, после аварии на пароходе оказавшаяся в реке, шепчет: «Мне дурно... воды!»  и т.п. Александров унаследовал вкус к каламбуру от своего учителя Эйзенштейна, но оказался плохим учеником. Фрейд, как и многие другие исследователи природы смешного, считал каламбур самой  примитивной разновидностью острот, и Эйзенштейна, алхимика от киноискусства, они занимали именно как форма архаического мышления. В своей творческой практике он иногда, как, например, в фильме «Октябрь», использовал монтажные образы, которые могли быть подсознательно восприняты зрителями как визуальные каламбуры. Но именно подсознательно. Вербально-визуальные каламбуры Александрова лобовы и грубы, выражая первобытность создаваемого им мира и выдавая в нем самом режиссера, который пока что способен пользоваться новым выразительным средством кино - звуком только на  примитивном уровне.      

3) Нелепость.  Сюжет фильма заверчен вокруг «Песни о Волге».  Вся соль в том, что эта песня, которую благодаря ее яркости, а также по воле случая, запела в мире фильма вся страна, сочинена письмоносицей Стрелкой (Любовь Орлова). В свою очередь, Стрелка, стесняясь своего авторства, говорит всем, что песня сочинена некоей Дуней. Главная идея фильма: как доярки могут управлять государством, так и письмоносицы могут писать песни получше иных композиторов. Но ведь, на самом-то деле, песню написал Дунаевский! Выходит, прав был все-таки Бывалов, отрицавший творческие способности народа? Будь у Александрова & Company совесть, они должны были, прежде чем приступать к съемкам, объявить закрытый всесоюзный конкурс самодеятельных композиторов, и чтобы в фильме прозвучала настоящая народная песня о Волге! Но им такое даже в голову не пришло:  подобная забота о логике и правдоподобии  была абсолютна излишня в тe  года беспардонной лжи. (Пожили бы те, кто сегодня говорит, что Россия – страна дураков, в 37-м, тогда бы поняли. Натянут на голову фуфайку, и пой «Где так вольно дышит человек», а не в той тональности запел – тыц по фуфайке кувалдой, и поминай как звали, даже ойка никто не услышит. Ну это так, лирическое отступление). Зрителям «Волги-Волги», приходилось, куда денешься, принимать лапшу с Дуниным авторством на веру. (Довольно-таки цинично назвав –  в порядке, видимо, «междусобойной» шутки - вымышленную сочинительницу песни так, как звали в узком кругу Дунаевского, авторы фильма еще более увеличили риск того, что выпирающая, как пружина из матраса, нелепость центрального сюжетного посыла бросится зрителям в глаза. Но Александрову и это не пришло в голову - пипл схавает!).

Два мира, как говорится, два Шапиро. Две картины – два кретина. Сходство фильмов Александрова и Рязанова по теме  и по исполнителю главной роли лишь подчеркивает их различия и различие эпох, которыми они были рождены. 

Предлагаемые вашему вниманию фрагменты взяты из цветной версии фильма. Не то что мы в восторге от идеи колоризации старых картин, -  просто нам не удалось найти черно-белой копии удобосмотримого качества. 

* Когда-то давным-давно в мои дрожащие от любознательности руки попала сенсационная для советских времен книга Свядоща "Половые извращения". Я могу поспорить с нашими уважаемыми читателями на большие деньги, что они ни за что не догадаются, как выглядела трансвеститка с фотографии в этой книге.  Ну какой  self-image может избрать  женщина, ненавидящая свой пол и желающая выглядеть предельно маскулинно? Сдаетесь? Она была одета... ночным сторожем: тулуп, валенки, ушанка, берданка. Из всех возможных брутально-мужских инкарнаций она выбрала не моряка,  не милиционера и не джентльмена, а того, кто обозначается в русском языке непереводимым словом хрыч. И ведь, если задуматься, это, действительно, мужской тип, наиболее  лишенный нежного, гибкого, молочно-женского начала! Излюбленным типом комических мужчин Александрова также являются хрычи: усато-носатые прокуренно-простуженные сторожа, извозчики, дворники, похоронных дел мастера. Воплощавшие этот тип актеры Федор Курихин, Сергей Антимонов, Павел Оленев переходили из одного александровского фильма в другой, только сменяя зипун на  брезентовую робу и каску брандмейстера на соломенную шляпу водовоза. Трудно  выразить в словах, но это какой-то очень патриархальный тип, уходящий дремучими корнями в дооктябрьское зазеркалье... Без добавки такого ингредиента  запах дикости, которым шибает  от "Волги-Волги", значительно потерял бы в  убойной силе.         


 
 
Любовь Орлова и Григорий Александров


                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  
 
 
Автор С. Бакис
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Григорий АЛЕКСАНДРОВ | Добавил: слабак (11.08.2011) | Автор: С Бакис
Просмотров: 3390 | Комментарии: 2 | Теги: 1956, 1938, Мосфильм, Рязанов, Александров | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
0
1   [Материал]
Факты, касающиеся съемок "Волги-Волги", также почерпнуты из статьи М.И.Туровской об этом фильме:
"Волга-Волга" и ее время". "Искусство кино", N3, март 1998г.

0
2   [Материал]
hi

Имя *:
Email *:
Код *: