Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 26.04.2024, 05:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Кира МУРАТОВА

«Мелодия для шарманки»
Реж. Кира Муратова. Сценарий Владимира Зуева и Киры Муратовой.  Украина. 2009


 



В пятницу, 20 января, по ТВ запланирован «закрытый показ» фильма Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Не знаю, что там будут говорить, но читателям следует рассматривать то, что написано ниже, не как самостоятельную рецензию, а как мою воображаемую реплику в дебатах программы Гордона. Как только этот  выпуск «Показа» станет доступен в сети, мы поместим его на нашем сайте, так что читатели смогут узнать, что  другие умные и глупые люди думают о «Мелодии для шарманки».  

Фильм грандиозен. В день и в ночь перед Рождеством Христовым бездомные мальчик и девочка блуждают по Земле, но ни бог, ни люди не помогут им: в конце фильма девочка пропадает, а мальчик замерзает. Круглота Земли оборачивается для них кругами ада, и то, как показывает Муратова этот причудливо принаряженный предрождественский ад, подтверждает, что ее удивительный пластический дар с годами не убывает. Мне всегда казалось, что изображения в кривых зеркалах не столько смешны, сколько красивы, пусть красотой уродства; красота их происходит от одинаковости коэффициента искажения всех элементов отражаемого объекта.  Кривому зеркалу это удается без труда, а вот поди попробуй напиши картину или тем более сними фильм, где абсолютно всё искажено столь же стилистически единообразно. Муратовой это удается гениально. Однако я хочу высказаться не о стилистике и пластике, а о смысле фильма, о том, что называется посланием.
Итак, дети  в конце концов  гибнут, потому что все, с кем они столкнулись, к ним жестоки или, в лучшем случае, просто их не замечают. Преобладает, скорее, второе: люди слепо-равнодушны, поглощенные механическим инерционным движением по заданным колеям и своим механическим эгоизмом. Но, жестокие или равнодушные, все они – не настоящие люди, а симулякры, куклы: куклы-монстры, куклы-манекены, куклы-маньяки, куклы-придурки. Характерно, что и в тех мимолетных персонажах фильма, которым не суждено даже встретиться с сиротами и, таким образом, они не причиняют им ничего плохого, Муратова все равно отыскивает что-нибудь кукольное: старик, который потерял бумажник в вокзальном туалете, облегчившись, натягивает на себя трусы... трусы... кальсоны... еще кальсоны... штаны... еще штаны. Семь одежек, и все с застежками. Зачем Муратова над стариком этим потешается? Чем он-то ей не угодил? Да, кажется, только тем, что больно уж (человеческое, слишком человеческое!) печется о тепле собственного старого тела, когда деткам холодно.
Давайте разберемся. При всем своеобразии искусства Муратовой и ее ярко выраженной нелюбви к морализированию, не приходится сомневаться, что в этом фильме она обращается к нам, зрителям, с посланием, и притом крайне простым. Одно из двух: она или призывает нас прозреть от нашего каменно-слепого бессердечия, или, махнув на нас рукой, объясняется в ненависти.
Если первое, то она заведомо не достигает цели, ибо каждый из нас, пусть сознавая свои несовершенства, все же считает себя человеком, а не истуканом. Надеяться как-то исправить человека можно,  лишь обращаясь к человеческому в нем, а не убеждая его, что он бес- или не-человечен. Каждому начинающему педагогу известно: нельзя говорить: «ты – вор!», надо – «почему ты, ТЫ, украл?» Изображая нас уродливыми клоунами, Муратова лишь укрепляет нас в наших грехах.
Если же второе, если Муратова не любит, просто ненавидит нас всех... к кому, простите, она тогда обращается?? Может быть, к марсианам? В «Отверженных» Гюго  каторжник претерпевает нравственное очищение оттого, что добрый человек прощает ему преступление. Трудно вообразить, что он изменился бы к лучшему, если бы тот человек сто раз сказал ему, что он мерзавец.
Бывали, конечно, в искусстве случаи, когда автор обращался к своей аудитории с ненавистью: ранний Маяковский. Когда он не давал ни одного положительного героя: Гоголь. Когда не видел на свете ничего теплого и доброго: Кафка. Но это было не так, как у Муратовой, не то. Маяковский презирает людей и святотатствует с позиции своей отчаянной бесприютности и обезбоженности: он и ненавидит мир, и ждет от него любви. У Гоголя баланс достигается за счет патетики, высокого тона: читатель, который расслышал этот тон, становится другом автора и его духовным единомышленником. Ужасный мир Кафки ужасен не так прямой жестокостью, как  отсутствием в нем смысла и души - значит, душа незримо присутствует в этом мире как то, чего в нем нет, как зияние, как "нулевой артикль" в английском языке. 
У Муратовой же – жалость к двум детям и ненависть ко всему остальному человечеству. (В том числе к остальным детям: мальчик и девочка заглядывают в чье-то окно и видят других мальчика и девочку - у тех  елка, у тех папа и мама, гости, угощение... брр, какие жирные, лоснящиеся пироги! Какие жирные, лоснящиеся дети!) Достоевский сказал, что всё счастье человечества не стоит слезинки ребенка. Муратова, кажется, идет дальше: человечество не стоит того, чтобы существовать, если позволило слезинкам детей замерзать на щечках в ночь, когда оно празднует рождение своего всемилостивого Бога.
Не хочу сказать, что Муратова не имеет права так считать, и не призываю освистывать ее, как "буржуа" освистывали Маяковского. Кто как хочет, так пусть и считает, на здоровье. Я даже не хочу сказать, что ее презрительный диагноз  неверен. Но просто - так не лечат. Кроме того, я не хотел бы здесь рассуждать на моральные темы. Я всего лишь думаю: может ли "Мелодия для шарманки" рассчитывать на зрительское сочувствие? То есть деткам-то зритель, конечно, посочувствует - но посочувствует ли он чувствам Муратовой?
Наверное, прочитай Кира Георгиевна мой "отзыв", она бы пожала плечами: "Во-первых, во-вторых, в десятых... Бухгалтер какой-то. Не дойдет до него: я битых два-с-половиной-часа - нарочно так долго! - показываю, как вы, господа, даете двум детям пропасть! Да поимейте же хоть каплю совести!» А я, иезуит, опять талдычу свое: не мы даем пропасть, не мы, кто-то другой, какие-то сонмы смешных и ужасных монстриков, но не мы! Я смотрел фильм на фестивале русского кино в Нью-Йорке и, странным или закономерным образом, не заметил после сеанса заплаканных лиц. Возможно, на Марсианском кинофестивале зрители будут печалиться по поводу того, как земляне жестоки, но сами земляне, похоже, не хотят согласиться с приговором Муратовой.
При всей своей ошеломляющей красоте, "Мелодия для шарманки" как бы и не художественное произведение, а что-то вроде публицистической статьи, фельетона или обвинительной речи. Художественное произведение отличается от нехудожественного не наличием образов и поэтических красот (ими могут изобиловать и пассажи прокурора), а тем, что всегда говорит про меня, а не про дядю. Говоря мне про меня, оно беспокоит меня и заставляет стать лучше.
"Мелодия для шарманки" очень тяжелый фильм, но в чем-то и утешительный.  "Ведь нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой" (Л.Н. Толстой. "Крейцерова соната"). Кира Муратова обеспечила сон нашей совести целым сонмом негодяев.

А вот и оно, наконец:  Обсуждение "Мелодии для Шарманки" на "Закрытом показе А.Гордона 20 января 2012 г.





Комментарий С.Б.

Итак, большинство людей говорили, что не понимают: для чего этот фильм, где в нем свет?
Благо говорили они неумело, нелогично или просто глупо, Муратова могла думать, что за тем, что они говорят, ничего нет, что эти люди долбаки. Она лишь отвечала в таком духе: "Откуда вам известно, как надо? А я вот сделала фильм, в котором не как надо, а как я хотела! Всё, больше ничего не стану объяснять". Она по инерции подверстывала то, что говорили эти люди, под базар советских кинобонз, всю жизнь требовавших от нее "положительного начала" - в ответ на что она привыкла твердить про себя: "Идиоты проклятые, что вы понимаете в искусстве?" И так твердит до сих пор, не перейдя на следующую ступень мудрости, откуда доходит: в искусстве все-таки должно быть положительное начало, потому что такова, видимо, его природа. Искусство выше черствых моральных догм - но не выше морали. В конце концов, плевать на искусство - человечность важнее (Толстой знал, что говорил).  И "Мелодия для шарманки", потрясающая по мастерству, этот фильм-объяснение человечеству в ненависти - к кому он обращен? Обычные люди после такого фильма, вместо того, чтобы стать чуть требовательнее к себе, приходят к успокоительному выводу: "ад - это другой" (Ж-П.Сартр). "Уж по крайней мере, деньги я бы у деток не украл" - думаем мы.  Муратова не замечает, что в фильме просчет, не только моральный, но (как следствие) и конструктивный: зритель не может с происходящим отождествиться.
Если бы Муратова захотела говорить, она могла бы спросить: "С чего вы взяли, что искусству имманентно присуще положительное начало? А я вот считаю, что ему может быть присуще любое начало, потому что искусство - это самовыражение художника".
Но я не думаю, что это так. То есть это так, но самовыражение осуществляется в рамках матричной структуры искусства, одной из ячеек которой является катарсис. Это виднее в музыке: самовыражайся, но по правилам гармонии. Композитор Леверкюн из "Доктора Фаустуса" Томаса Манна попытался самовыразиться по другим, своим правилам - и увяз в лапах дьявола.
Надеюсь, то, что я написал, не оставит у читателя впечатления, будто я учу великого режиссера жить. Кушнер, приехав в Америку еще до того, как Бродскому дали Нобелевскую премию, озабоченно говорил общим друзьям: "Иосифа надо спасать, он не туда идет". В ответ на что Бродский и написал "Письмо в оазис". Я не собираюсь спасать Муратову, мне бы себя самого как-нибудь. Я пишу чисто о кино... к которому, впрочем, приложимы все те же мерки, что к жизни.

 

 


                Кира Муратова среди колядников



Автор С. Бакис


Категория: Кира МУРАТОВА | Добавил: ovechka (20.01.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1872 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1   [Материал]
Уважаемый Святослав!

Спасибо Вам за реценцию, прочитала с удовольствием. После просмотра этого фильма около года назад, осталось небольшое недоумение, и посетили мысли, очень схожие с Вашими.
Мое знакомство с Муратовой началось, к сожалению, с этого фильма, и началось оно не так давно. Только потом я посмоторела “Долгие проводы” и была поражена, что оба фильма сняты одним и тем же режиссером - настольно разные они в плане образности. И именно после фильма “Долгие проводы” сошлись вместе какие-то качественно-количественные составляющие, и я поняла, как надо снимать кино...)) Но это я отвлеклась.
На самом деле, впоследствии, размышляя о “Мелодии для Шарманки”, я поняла, что несмотря на внешнее морализаторство, фильм все же имеет другой акцент. Он совсем не мизантропичен, как может показаться вначале. Это зеркало, которое хоть и показывает нам нас самих, но не бессердечие, а реальность - людской страх и недоверие. Боязнь уличных “разводов”, но на самом деле есть боязнь самой жизни.
На протяжении фильма невольно задаешь себе вопрос: а прошла бы я мимо? И должна сказать честно: возможно, да. Но вызвано это не моей душевной черствостью, а ментальной занятостью, недоверием, и подчастую, просто невнимательностью. Мне кажется, фильм как зеркало, показывает кризис веры; страх перед жизнью, отсутствие отрытости (а вы знаете, если вы позвоните в дверь московской квартиры, то велика вероятность того, что с вами разговаривать будут через дверь?).
Людская человечность не умерла - как не может загрязниться чистота воды, помутненная песком, просто жизненная реальность заставила людей закрытся, перестать доверять друг другу из за страха быть в лучшем случае обманутым, в худшем - убитым. В Москве масштаб людского равнодушия особенно поражает. В толпе люди изолируются, отсекая все, что не имеет к ним отношения, сосредотачиваются на себе, бояться “высовываться”. Достаточно посмотреть на лица людей в переполненном вагоне метро и становится страшно от того, что никто ничем не интересуются в радиусе метра от себя. Как говориться, страх съедает не только душу, но и тело. И замерзший мальчик в фильме может стать аллегорией смерти нашего внутреннего ребенка, который замерзает, пожираемый страхом и недоверием.
Почему это происходит - другая тема. Но осознавать это очень печально. И именно понимая это, делаешь над собой ментальное усилие, высвобождая его их оков обусловленности и привычки, и стараешься быть более внимательным к людям.
Мне хочется верить, что мало кто прошел бы мимо, если бы точно знал, что стоящие перед ним дети - потерявшиеся бездомные души...
И заплаканных лиц на фестивале вы не увидели, потому что Муратова не хотела слез (это было бы совсем уж пошло), поэтому убрала излишнюю эмпатию через отстранение - через гротеск, через долгие театральные паузы и некую стилистическую картинность.

Всего Вам хорошего!

PS. Пишу этот комментарий до просмотра “Закрытого показа”.

0
2   [Материал]
Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *: