Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 20.04.2024, 11:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Виктор ТРЕГУБОВИЧ

«Путешествие в другой город»
Режиссер Виктор Трегубович. Сценарий Анатолия Гребнева. "Ленфильм» 1979



Телеканал «Ностальгия», телеканал «Ностальгия». Показывают всякое старье, а я и пялюсь. Старость? Она. Но не только. Как-то очень хорошо, удобно смотреть из 012-го в 960-е... 70-е... 80-е. Не то чтоб уж «вдруг стало видно во все стороны света» (Гоголь), но все-таки как-то «прошлое ясней, ясней, ясней» (Окуджава).
Итак, «Путешествие в другой город» - очередное путешествие в прошлое.
Руководитель крупного строительного, что ли, главка Лавров во время командировки в маленький городок, где ведется крупное строительство, знакомится с телефонисткой Купченко. У них начинается роман. То, что сначала показалось Лаврову мимолетным приключением, целиком поглощает, захватывает его. Представим, что маршал Жуков внезапно влюбился в какую-нибудь залетную артистку и на недельку исчез с командного пункта аккурат перед началом Берлинской операции. Вот так Лавров бежит из своего служебного кабинета, чтобы провести с Купченко несколько дней бог знает где, в каюте речного теплоходика, в номере районной гостиницы, в лесах, в полях... А потом, понятно, он возвращается к своим грандиозным делам, и все возвращается на круги своя. Но возвращается ли? Не совсем, не совсем. Он немного не тот, что-то понял за эти дни... стал замечать людей вокруг себя, перестал видеть в них «винтиков». А с Купченко что? Неясно, неясно. Не дожидаясь, пока он первым ее бросит, она звонит ему по служебному: «Не надо больше ко мне приходить, ладно?» И, гордо подавляя слезы: «Все хорошо, все хорошо». Лавров возвращается в Ленинград. Конец? Да, но открытый конец – все еще впереди, все  впереди...
Такая вот история. Заставляющая, конечно, зрителя задуматься.
О чем, скажем, я задумался?
О нескольких вещах. Вот существовало советское искусство, и состояло оно из двух крыл. Первое – официально одобряемое и поощряемое советское искусство, ни к искусству, ни к реальности отношения не имевшее. Если взять, допустим, наиболее близкое к кино искусство, театр, и взять самый последний предел указанного крыла, то приходит в голову какой-нибудь лауреат Сталинских премий Суров с его пьесой «Зеленая улица», etc., etc. А второе крыло – вечно затюкиваемое и зажимаемое советское искусство, говорящее средствами настоящего искусства о настоящей жизни. В драматургии оно было представлено, например, Александром Володиным. От пьес Сурова интеллигентные люди плевались, а такие драматурги, как Володин, были наперечет. Но должны же были театралы ходить в театр? Чем же они питались? У птиц между крыльями – грудь. Посередке между Суровым и Володиным имелось достаточное для насыщения интеллигентных поклонников Мельпомены число драматургов, отличавшихся от первoго даровитостью и мастерством, от второго же тем, что ничего существенного про реальность они никогда не говорили, и это как раз и позволяло им благополучно процветать. Анатолий Эфрос как-то написал об Алексее Арбузове – быть может, мастере номер один из такого "серединного" разряда, - что сюжеты его часто напоминают Бергмана, при том что результатом Бергмана бывает откровение, а результатом Арбузова – изощренная банальность. Ну хорошо, банальность. Но чем-то же Арбузов брал публику, что-то умудрялся высосать из пальца такое, что казалось и правдивым, и значительным? Что это было, что за секрет?
Прежде всего – лиричность. Суровы вещали в рупор, призывали на БАМ и на целину. Лирика у них проскакивала только в любви к березкам да женщине из русских селений. Арбузовы никуда не призывали и говорили шепотком – это само по себе было обаятельно. И говорили они шепотком – о делах сердечных, о душе.  Это, по контрасту с делами на целине, настолько импонировало интеллигентным людям, что как-то уже теряло значение – а что там говорят арбузовы о душе человеческой? Углубляются ли они сколько-нибудь в эту душу или отделываются всякими банальностями?  Это было не слишком важно, ибо сам разговор о душе был интеллигентным людям как мед на душу.
Теперь вернемся к нашему фильму. Умный, наблюдательный, легкий, мастеровитый и высокопродуктивный сценарист Анатолий Гребнев без большой натяжки может быть назван Арбузовым от кинематографа. «Путешествие в другой город» - не самый лучший и не самый заметный из сделанных по сценариям Гребнева фильмов, но для анализа техники высасывания интеллигентного дискурса  из пальца он подходит ничуть не хуже «Июльского дождя» или «Утреннего обхода».
На чем построен фильм? Лавров играет человека хорошего, но слишком сдержанного, слишком замкнутого, настолько поглощенного своим Делом, что он давным уже давно живет вдали от собственной души. Встреча с женщиной спасает его от чувственного обезвоживания: в кульминации фильма он внезапно разрыдается у этой женщины на груди.
Достойная тема для искусства? Еще как. Арбузов, по Эфросу, похож на Бергмана? Гребнев похож не меньше. Начальник Лаврова – ну чем не доктор Берг из «Земляничной поляны»? Та же безупречно прожитая жизнь, естественное внутреннее достоинство, всеобщее почитание – и та же сухотка души, внутреннее одиночество и
несчастливость, которые чем дальше, тем больше становятся для обоих ясными, пока - благодаря некоему стечению обстоятельств... чудесному осеннему дню... случайной встрече с женщиной...  Похоже, очень похоже.
И опять – лишь внешне, внешне похоже! Тема внезапного воскресения души сама по себе ничуть не нова, «Земляничная поляна» гениальна благодаря бездонному, иногда беспощадному психологизму Бергмана, не побоявшегося заглянуть  в тайники души своего героя.
В «Путешествии» ничего похожего на психологизм не наблюдается. Герой Лаврова с начала до конца непроницаем. Ну да, сперва сидел в черном костюме за директорским столом, после бегает с любимой по откосам-плесам,  завернув черные брючины до колен. Сперва уволил к чертовой бабушке молодого специалиста за мелкую провинность, после плачет у любимой на груди. Ну да, ну да. И старый пень в апрельский день. Банальность  всё это. Но на чем-то же держится фильм, в чем-то был сценарный расчет?
Да, расчет был. Вообразим, что главную роль в фильме играет не Лавров, а... Куравлев. Может ли Куравлев играть крупного начальника? Не может. Представим фильм в точности с таким сюжетом, как "Путешествие в другой город", но не о начальнике строительства, а о «простом» человеке. Та же история, только про некоего работника отдела снабжения/продавца магазина/учителя физкультуры, на которого вдруг обрушивается любовь.  И который растерянно обнаруживает, что у него почти пропала душа. И дальше - бегает по плесам, задрав штаны – Куравлев, плачет на груди Купченко – Куравлев, в "открытом" финале он же, Куравлев, глядит задумчиво из полуподвального окошка подсобки продмага, не зная, что дальше "случится на его веку". Вызвал бы такой фильм хоть малейший зрительский интереес? Нет, такой гипотетический фильм вызвал бы лишь недоумение –  и разумеется, не потому, что история про любовь «простого» человека менее интересна, чем история про любовь начальника. Однако в случае «простого»  авторам надо было бы рассказать о его душе ну если не так много, как умел Бергман, то, во всяком случае... хоть что-нибудь. Им надо было бы вложить в историю хоть сколько-нибудь собственного сердца.
Фильм Гребнева-Трегубовича-Лаврова – поразительно ровный, спокойный, приятно-вялый. И  странным образом, этого ему вполне хватает.
Сценарист все правильно рассчитал. В чем же, наконец, расчет? Да вот в том же самом: что в центре не Куравлев, а Лавров. Не простой человек, а важный. Мы зачарованы тем, мы умиляемся тому, что этот мощный повелитель людей и бульдозеров, этот не разжимающий пасти бульдог Лавров – как мы, как мы! Влюбился! Ничто человеческое ему не чуждо! И как мягко, тонко, со сдержанным даже чувством юмора, как по-чеховски интеллигентно  все это рассказано.
Вот и весь секрет. А если по сути, так какой уж там Чехов. Чехов не унижал читателя. А расчет на нашу умиленность, на котором держится этот фильм - ах, и фельдмаршалы любить умеют! ох, и они не умеют! – ведь это расчет на нашу униженность.* Нормальному человеку, выдавившему из себя раба, – ну что ему за кайф от тягомотной истории про важного пожилого дядю, который втюрился в красивую молодую чувиху? Ну втюрился так втюрился, дальше-то что?
А дальше - ничего. Само по себе должно мягко заворожить. Так было запрограммировано уже на уровне сценария. Лавров и Купченко должны были еще  дотянуть там, где некоторая слабина.
Да, Лавров... Удивительное дело! Вот артист, который с незаурядной органикой, с достойной Жана Габена скупой пластикой из фильма в фильм играл  масштабных, цельных, упрямых, ироничных, суховатых жестковатых мастодонтов. С другой стороны, мы знаем: Лавров –  артист Товстоногова, артист  н а с т о я щ и й, игравший на сцене не одних мастодонтов. И вот в кои-то веки ему в кино попадается роль, где все те черты, которые он привык без всяких уже усилий отыгрывать на экране в положительном плане, то есть как черты «крупных личностей» - вдруг те же черты оказываются предметом глубокого не глубокого, но все же какого-то анализа, некой художественной рефлексии. Впервые Лаврову представилась возможность снять свою железную маску и поглядеть на нее со стороны, как-то призадуматься по-человечески о цене, которую платят «железные» за свою «железность». Ну неужели не интересно? Сыграй Лавров хоть чуточку «с отстранением» - может, и действительно приподнял бы весь фильм с уровня тривиальности, придал бы ему нормальной человечности. Но – нет. Та же весь фильм напролет железная маска партийца с человеческим лицом. И с этой своей маской,  Лавров мало сказать, что не помог -  вконец погубил фильм! До зрителя просто не доходит, что до боли знакомый облик  Лаврова – на этот раз не нечто такое, что должно приниматься «by default», что его сдержанность в данном случае не нейтральна по отношению к роли, а тема ее и суть. Не доходит, другими словами, что герой Лаврова не то что немногословен и сдержан, а что это человек эмоционально несостоятельный, такой, которому трудно выдержать испытание любовью. Нет, не захотел Лавров сыграть чуточку советского доктора Берга или советского Дзампано («Дорога» Феллини, помните?) А как бы вышло интересно! И ничего бы ему за это не было. Нет, не решился. Не рискнул допустить хоть чуточку самоиронии к депутату Верховного Совета и Нар.арт. СССР. Не захотел простым артистом,  как  Виктор Шёстром или Макс фон Сюдов, быть. (Как Анатолий Гребнев с Виктором Трегубовичем не захотели вместе в Ингмара Бергмана сложиться). Или даже не понял Кирилл Юрьевич, какой шанс  упускает?
Так ли, иначе, но  когда в конце концов все же сообразил я,  ч т о мог бы, что должен был сыграть Лавров, то вдруг я подумал: до чего же все-таки надутый, неподвижный артист. До чего ему дорога его железная ленинская маска, тьфу ты господи!
Почему мне понадобилось почти тридцать лет, чтобы произнести это «тьфу»? Неужели сразу не было видно?  Да, наверное, было. Но все-таки – большое видится на расстояньи. И маленькое тоже.
* В годы застоя и нарастания негативных явлений придумали телевизионщики такой трюк. В каждый день рождения Брежнева, во время концерта в его честь сбегала со сцены девочка из танцевального ансамбля Локтева и дарила Леониду Ильичу огромный букет цветов. Период застоя был долгий. Сначала букет был больше девочки, она еле его несла, а из-под ее платьица выглядывали голубенькие трусики; потом она сравнялась с букетом (трусики по-прежнему выглядывали, но уже стали представлять некий интерес); потом стала выбегать из взрослого танцевального ансамбля (трусики исчезли, ибо советское ТВ не допускало порнографии). Леонид Ильич сначала улыбался девочке; потом из его глаза стала выползать одна слезинка; а к концу своего правления, принимая от этой женщины букет, он уже плакал ручьем. Но я о не о Леониде Ильиче, я о своем папе: он-то отчего плакал вместе с вождем? А оттого, что вождь старел... что рост числа орденов и медалей на его пиджаке не мог преградить путь старости... В сущности, этот большой человек, правивший страной из-за кремлевского забора, был такой же, как он, скромный преподаватель техникума из маленького города!
В фильме "Веселые ребята" еврейский муж говорил жене: "Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!"  Я не любил своего папу больше за эти слезы.     



Лавров  - академик Башкирцев в «Укрощении огня»




Лавров – главный инженер стройуправления Кириллов
в «Путешествии в другой город» 





Автор С. Бакис








Категория: Виктор ТРЕГУБОВИЧ | Добавил: ovechka (24.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1546 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1   [Материал]
Замечательно подобраны две фотографии под текстом рецензии! Они, кажется, не хуже раскрывают "тему сочинения", чем сама рецензия. Ну полное разоблачение чёрной магии Лаврова!

0
2   [Материал]
Его партнерши живее, чем он.

Имя *:
Email *:
Код *: