Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 27.09.2020, 07:33
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Жан ВИГО

"Аталанта"
Прежде чем читать про фильм «Аталанта», наши гости могут посмотреть короткий видеоматериал, запечатлевший Тарковского в квартире сценариста Тонино Гуэрры. Тарковский рассказывает о своих любимых режиссерах: Жан Виго, постановщик «Аталанты», один из них. В дальнейшем мы постараемся поговорить на нашем сайте и о других картинах, названных Тарковским.
 
 


 
 
«Аталанта». Реж. Жан Виго. Франция. 1934 г.

 

                       

                        

                                «Аталанта», или О таланте счастья

 

                                                                                Вода, вода...

                                                                                    К.Ваншенкин

                                                                                Водичка...

                                                                                    И.Бродский

 

Аталанта беотийская — дочь Схенея,  знаменитая красотою и быстротою в беге.

Аталанта в фильме бежит по волнам: это самоходная баржа, развозящая зерно по  городам вдоль берегов Сены. Управляющий баржей молодой парень Жан (простой и симпатичный Жан Дасте) только что женился на Жюльетте (очаровательная маленькая Дита Парло, французское повторение нашей Яны Жеймо), но ему некому хоть на неделю передать штурвал – не  мальчику же юнге по прозвищу Малыш, и тем более не своему помощнику, выпивохе и нескладехе старине Жюлю (великий Мишель Симон). Вот и выходит, что свой медовый месяц молодые проводят на «Аталанте». Впрочем, до месяца не доходит. Когда «Аталанта» швартуется в Париже, Жюльетта, не удержавшись от искушения, отправляется ночью «в самоволку на берег». А она и в дневном-то Париже ни разу не бывала –  мудрено ли, что у девушки случаются неприятности и она, как Золушка, не успевает вернуться с бала вовремя? Взбешенный Жан приказывает Малышу ударить в склянки: дело не ждет, и тем более он не собирается задерживаться из-за этой... Но какое там дело – очень скоро на Жана наваливается такая тоска, что впору сменять на «Аталанте» рулевого. Однажды Жюльетта сказала: если погрузить голову в воду, то увидишь того, кого любишь. И Жан ныряет с борта в Сену, и действительно видит под водой Жюльетту. Нет-нет, любимая, слава богу, ему всего лишь привиделась. И, слава богу, он все же вынырнул на последнем дыхании. Добрый старина Жюль отправляется в Париж и каким-то собачьим нюхом находит Жюльетту. Молодые воссоединяются. В последних кадрах их глупая ссора позади, а Сена – впереди: «Аталанта» бежит дальше, разрезая реку носом.

Непритязательная такая история, сколько подобных мы видели, и особенно во французском исполнении. Но дело в том, что Жан Виго, снимая этот фильм, не думал, что делает первый фильм в серии будущих подобных. Он делал единственный, неповторимый фильм. Делал его так, как будто завтра умрет. И он, действительно, монтировал фильм уже прикованный к постели и умер через несколько дней после его выхода на парижские экраны. Причиной смерти был туберкулез, болезнь, которая, когда она поражает человека молодого, при том, что она подтачивает силы, одновременно обостряет вкус, свежесть восприятия, либидо. Есть замечательный рассказ Чехова «Архиерей», описывающий последние дни погибающего от туберкулеза молодого священника: он буквально распираем жаждой жизни. Таков и Виго. То, что он снял, не симпатичная картина, обаятельная, поэтичная, ля-ля. Это картина человека, распираемого счастьем, нежным интересом, любовью к мимолетной, быстролетной жизни – жизни в ее повседневном течении... течении! значит, она стремительно убегает от тебя, как речная вода, просыпается меж пальцев, как желтый прибрежный песок. Не потому ли  фильм – о реке, не потому ли на стенках маленьких кают «Аталанты» свежие блики летящей, брызжущей за иллюминаторами Сены? (Оператор - Борис Кауфман, «русский», младший брат Дзиги Вертова).

И однако же первоначальный прокат "Аталанты" прошел без успеха, более того, фильм провалился. С паршивой овцы хоть шерсти клок: чтобы придать "Аталанте" какой-никакой "товарный вид", прокатчики безжалостно сократили картину, переименовали и вставили в нее песенку "Проплывающая шаланда". Песенка понравилась больше фильма: говорят, Виго умирал под звуки ее, влетавшие к нему в комнату через открытое окно. Впоследствии "Аталанту" еще несколько раз перемонтировали. Канонической версии этого великого фильма нет. В этом отношении  "Аталанта" сходна по судьбе с "Que viva Mexica" ("Да здравствует Мексика") Эйзенштейна. Разница же в том, что, монтированная-перемонтированная, "Аталанта" все же является неоспоримым творением Виго, "Мексика" же как фильм Эйзенштейна существует только условно: как ранняя американская версия... поздняя американская версия... версия Александрова... Дело тут в том, что Эйзенштейн был преимущественно "монтажным" режиссером: снятый им фильм, который не был смонтирован им же самим - как детали автомобиля, схема сборки которого утеряна. Кадры же "Аталанты" - как пульсирующие органические клетки: от соединения их в порядке, несколько расходящемся с волей того, кто вдохнул в них жизнь, эта жизнь не прерывается.  «Сколько надо отваги, чтоб играть на века, как играют овраги, как играет река...». По итогам опроса кинорежиссёров и кинокритиков, проводимого каждые десять лет британским журналом «Sight & Sound», картина заняла десятое место среди лучших фильмов всех времён в 1962 году, а в 1992 году — пятое. Таким образом, за тридцать лет «Аталанта» стала в два раза лучше. Все ярче светится ее аура, та аура, которая, по Вальтеру Беньямину, незаметно вырастает над артефактами ушедших времен.  Посмотрим, на каком месте «Аталанта» окажется в следующем году.

А про желтый песок, уходящий сквозь пальцы, это не мои слова, это написал Геннадий Шпаликов:

                                       Но откуда на сердце

                                       вдруг такая тоска?

                                       Жизнь проходит сквозь пальцы

                                       желтой горстью песка.

                                       И осенние флаги

                                       зажжены не про нас.

                                       Остается во фляге

                                       невеликий запас.

(В рифму с процитированной чуть выше  строчкой из «Вакханалии» Пастернака, и тот же размер, заметили?) Имя Шпаликова не случайно возникло в этом тексте.  Любовь к обыкновенному, дар описывать, показывать его как благодать, как епифанию, так, как это удавалось  Басё в его хокку,  роднит Шпаликова с Виго. Представим, к примеру: октябрьские праздники; демонстрация трудящихся окончилась; солнечно, ветрено; друзья, по дороге домой, покупают у молодой женщины, торгующей с праздничного лотка, втиснутые в маленькие булочки шницеля. Рука продавщицы снимает два шницеля с белоснежной праздничной скатерти и протягивает их друзьям. Ну что в этом? Ничего. А для того, кто понимает, кто помнит... Призн'аюсь: такого эпизода нигде у Шпаликова нет,  это мы с другом однажды шли с демонстрации. Но это дух Шпаликова. А дух веет, где хочет. "Благодарю и целую вас, руки / родины, робости, дружбы, семьи" - вслед за Пастернаком он мог бы повторить это, причем в его мире руки могли бы быть равно руками матери и этой молодой женщины, протягивающей ему заветрившийся шницель (впрочем, и Б.Л. поры книги "На ранних поездах" пришел к такому взгляду на мир). Этими внезапными сполохами счастья и нежности тихо, как северное сияние, мерцают стихи Шпаликова, и фильмы по его сценариям, и его сценарии, фильмы по которым сняты не были,  и единственный снятый им самим фильм «Долгая счастливая жизнь». Снятый, конечно, по собственному сценарию, на первой странице которого было написано: ««Памяти Жана Виго, моего учителя в кинематографе, да и в жизни». В конце фильма долго, долго плывет баржа, и в дневнике Шпаликов писал: «...И я-то — в память Вам — снял безумно длинный конец своей первой картины, —  в память Вам, Виго, в память Вам, Виго,и еще раз в память Вам, — страшно, что мы ровесники сейчас».

Почему  страшно? Шпаликов писал это в двадцать девять, столько было Виго в последний год его жизни. Один умер от туберкулеза, другой через восемь лет умрет, повесившись в пустом осеннем доме творчества Переделкино, но... Это может прозвучать, как ария Далилы из оперы Сен-Санса: «От счастья умира-аю!», и тем не менее, как раз повышенная наделенность «талантом счастья» и помешала, может быть, тому и другому дожить до старости. Говорят, в былые времена шахтеры брали с собой под землю  канареек: эти маленькие певчие птицы дышат так полно, что они раньше людей реагировали на метан в воздухе и погибали. Но, конечно, не у всяких, не у любых органически счастливых людей век короток. Лишь у некоторых. У таких, как Шпаликов и Виго. Или как Гия Агладзе, герой фильма Иоселиани «Жил певчий дрозд» (опять птичья ассоциация!) Тот же Пастернак, скажем, был также в высшей мере наделен «талантом счастья», но по своему душевному строю был склонен идти дальше и глубже неверного импрессионизма счастья, заглядывать в его метафизику, и потому смог прожить сравнительно длинную жизнь. Конечно, он великий поэт, и его прозрения на вес золота. Но разве счастье не самоценно, не драгоценно само по себе? Для чего, в сущности, заглядывать за  него? «Певчие дрозды» терпеть не могут этого делать: «нет объяснения у чуда, и я на это не мастак». Таким образом, они  не защищены, ничем не прикрыты на случай, если счастье пройдет. А оно всегда проходит. Убегает река, кончается молодость, кончается твое время, например, 60-е. Если же ты не просто был счастлив в уходящем времени, но так выразил, так пропел его, что, кажется, почти сам, дрозд,  его «выпел»... тогда пережить конец его  вдвойне трудно, почти так трудно, как матери пережить сына. И при этом нельзя спрятаться за, нельзя успокоиться никакой метафизикой. «Певчие дрозды» умирают молодыми.

Кроме посвященной Виго «Долгой счастливой жизни», Шпаликов написал сценарий «Причал», с таким сюжетом: по Москве-реке плывет баржа, причаливает в московском порту, невеста парня-шкипера вечером убегает в город... Этот фильм собирался снимать Владимир Китайский, однокурсник Тарковского,  которого (Китайского) знавшие его в один голос называют самым талантливым человеком того выпуска. Сценарий «Причал» опубликован в книге «Геннадий Шпаликов», 1998 г.  В сноске сказано: «... был запущен в производство на киностудии «Мосфильм» в качестве дипломной работы реж. Х.Дзюбы и В.Китайского (мастерская М.И.Ромма). Работа была остановлена в связи с самоубийством В.Китайского».

«Энциклопедия советского кино» описывает ту же историю не совсем так, точнее, ровно наоборот:  «В 1960 году "Причал" был запущен в производство на киностудии "Мосфильм" в качестве дипломной работы режиссера Х.Дзюбы и В.Китайского (мастерская М.Ромма). Однако работа была остановлена, в результате чего В.Китайский покончил жизнь самоубийством».

(Через сорок лет по сценарию «Причал» режиссером Юрием Кузиным  был снят фильм «Ковчег». Я видел этот фильм, он из тех, которые ни для его режиссера, ни для зрителей много не значат; соответственно, Кузин, слава богу, здоров и благополучен, а я сообщаю о «Ковчеге» просто в порядке информации). 

Тарковский после легендарной победы «Иванова детства» в Венеции, делясь творческими планами с журналистом  «Советского экрана», рассказал, что в перспективе намерен поставить фильм по повести Геннадия Шпаликова «С февралем в голове». У меня нет сомнений, что память не подводит меня в данном случае, хотя никогда впоследствии я не слыхал о такой повести Шпаликова. Это был 62-й год, Тарковский готовился снимать «Рублева». Наверное, среди нервотрепки, связанной с запретом "Рублева", "Февраль" отступил на дальний план. Или даже не в этом дело: после грандиозного"Рублева", и грандиозной славы "Рублева", ничуть не меньшей от того, что фильм почти никто не видел, повесть могла уже казаться Тарковскому недостаточно значительной. Впоследствии он называл Шпаликова необыкновенно талантливым человеком с невыработанным мировоззрением. Ну ясно, шестидесятник, певчий дрозд!  Во второй половине своей жизни Тарковский морщился, когда его причисляли к этим птицам. И тем не менее в его собственном творчестве лейтмотив Шпаликова и других шестидесятников - лейтмотив текучей воды - централен. В «Ивановом детстве» она воплощает как смерть: мертвая, страшная вода Днепровской поймы, которую Иван пересекает в фильме два раза, в начале возвращаясь из немецкого тыла, в конце отправляясь туда опять, чтобы уже никогда не вернуться, – так и жизнь, точнее, воскрешение:  блистающая солнечной рябью речушка, по мелкоте которой гонится за девочкой смеющийся Иван, а на берегу жуют яблоки лошади, и все это в финале фильма, уже после того, как мы видели покатившуюся по цементу гестаповского каземата голову мальчика. Потом вода была в каждом фильме Тарковского – читателю предоставляется самому вспомнить такие моменты, неизменно важные в структуре каждой из картин. Кажется, чем дальше, тем больше покорная, идеально пластичная, никогда не повторяющаяся, играющая без наигрышей и штампов вода становилась любимым исполнителем Тарковского, и чем дальше, тем больше  она превращалась для него из воплощенного импрессионизма в воплощенную метафизику,  постепенно становясь «слоистой и твердой», как в стихах отца. Тех московских мировоззренчески недопеченных дроздов «с февралем в голове» он давно уже вытеснил на обочину сознания , и все же, все же... он работал, он творил до тех пор, пока в фильмах его текла вода. «Жертвоприношение» - первый фильм, где текучей воды нет, чтобы полить дерево, приходится  уже откуда-то издали приносить жидкость в лейке. И это последний фильм Тарковского. Вскоре вода  окаменела. Тарковский похоронен в Париже, родном городе своего любимого режиссера Жана Виго, городе, в который убегает от слишком серьезного, неусыпно дежурящего за штурвалом «Аталанты» возлюбленного легкомысленная маленькая Дита Парло.      


 
Жан Виго
Jean Vigo
Фото
Имя при рождении:

Жан Бонавентур де Виго

Дата рождения:

26 апреля 1905(1905-04-26)

Место рождения:

Париж, Франция

Дата смерти:

5 октября 1934(1934-10-05) (29 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Профессия:

кинорежиссёр

Карьера:

19301934

IMDb:

ID 0897118

 
 
 
Геннадий Шпаликов
Фото
Имя при рождении:

Геннадий Фёдорович Шпаликов

Дата рождения:

6 сентября 1937(1937-09-06)

Место рождения:

Сегежа, СССР

Дата смерти:

1 ноября 1974(1974-11-01) (37 лет)

Место смерти:

Переделкино, СССР

Гражданство:

СССР

Профессия:

сценарист

IMDb:

ID 0795312

 
 
 
Андрей Тарковский

Имя при рождении:
Андрей Арсеньевич Тарковский
Дата рождения:
4 апреля 1932(1932-04-04)
Место рождения:
Дата смерти:
29 декабря 1986(1986-12-29) (54 года)
Место смерти:
Гражданство:
Профессия:
Карьера:
1958—1986
Направление:
поэтический кинематограф
Награды:
 
 
 
Просмотр фильма он-лайн

Внимание!
Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу"
можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и
"Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"!

 
 
Автор С. Бакис
 
Категория: Жан ВИГО | Добавил: слабак (17.09.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 3282 | Комментарии: 3 | Теги: Франция, Шпаликов, 1934, Виго, Тарковский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1   [Материал]
Друг нашего сайта Арнольд Лесоповал молниеносно отыскал в номере 38 журнала "Огонек" за сентябрь 1962-го года (!) статью по свежему следу победы Тарковского в Венеции. В ней - информация о повести Шпаликова "С февралем в голове".
Вот ссылка для интересующихся:
Ogoniok - Sep 16, 1962 - Google Books Result
books.google.com/books?id=nvQ-AQAAIAAJ...
Спасибо, дорогой дока Лесоповал!

0
2   [Материал]
Чудеса! В своем монологе о любимых фильмах Тарковский упоминает фильм Феллини, который он называет "Сказка бледной луны". Сначала я автоматически решил, что он имеет в виду последний фильм Феллини "Голос Луны". При этом я подумал: непонятно, почему он выделил именно этот фильм, далеко не лучший у великого итальянца. Но потом вдруг меня осенило: Тарковский не мог видеть "Голос Луны"! Он умер в конце 86-го года, а Феллини снял "Голос" в 90-м. И тогда до меня дошло, что Тарковский, видимо, говорит о японском фильме 53-го года "Угецу Моногатари" (Pale Moon Tales/Сказки туманной луны после дождя) режиссера Кендзо Мизогучи! Как раз в том месте, где он говорит о Феллини, он переходит из комнаты во дворик, причем кадр не непрерывный, там есть монтажная склейка. Между Тарковским в комнате и им во дворе показан Гуэрра на фоне множества винных бутылок, иногда пустых. Но сколько бы пустых бутылок там ни было, не могу представить, чтобы Тарковский перепутал: 95%, что конец его разговора про Феллини и начало - про Мизогучи провалился в эту самую склейку. А чему удивляться? Весь этот четырехминутный кусочек сделан очень небрежно, о чем можно судить хотя бы по английским субтитрам. "Гениальный" переведено как "ingenious" (изобретательный); " "люблю фильмы Антониони, особенно его "Приключение" - "I like Antonioni's films, and especially his adventures" (т.е., получается, Тарковскому приключения Антониони (любовные?) нравятся больше его фильмов) и т.д. Если журналюги так относятся к известному, в том числе и своей обидчивостью и щепетильностью, человеку, то можно только представить, во что они превращают интервью с более "безобидными" людьми. Мы живем в виртуальном мире, господа!

Имя *:
Email *:
Код *: